Олег Суворов
Западные страны все-таки отдали Украине партию истребителей F-16 в рамках военной помощи. Об этом накануне рапортовал глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
«Еще одна невозможная вещь оказалась вполне возможной», — написал Ландсбергис в своем аккаунте в соцсети.
Кстати, сама Литва не имеет на вооружении самолетов F-16. Ее ВВС в основном используют транспортные и учебные самолеты, а также вертолеты. Литва как член НАТО пользуется поддержкой авиации союзников, включая F-16, которые базируются на ее территории в рамках миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства балтийских стран.
В The Telegraph написали, что ВВС Украины уже применили самолеты, но «пока как противовоздушную оборону». Главком ВСУ Александр Сырский в интервью The Guardian уже пожаловался, что истребители не смогут приблизиться к фронту ближе, чем на 40 км. Дело в том, что российские войска их тут же собьют, объяснял военный.
Во время состоявшегося накануне телемарафона советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк объявил, что Киев не станет распространяться о поступлении истребителей F-16, даже официального подтверждения слов литовского министра от Подоляка не последовало.
«Понятно, мы никак не будем это комментировать, потому что для нас это фактор выживания, то есть это авиационный компонент, и говорить, есть он у нас или нет, это в наше время не нужно», — сказал Подоляк, добавив формулировку о сохранении «тумана войны» в данном вопросе.
При этом даже координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал подтверждать, действительно ли первая партия самолетов уже доставлена на украинскую территорию.
Рассуждения о том, станут ли истребители, которые так долго выпрашивал у Запада Киев, панацеей для ВСУ, идут достаточно давно. Причем многие аналитики склоняются к тому, что едва ли они смогут переломить ход дел на фронте. Даже западные официальные лица высказывались на этот счет — по их мнению, американские боевые самолеты кардинально не повлияют на ситуацию в российско-украинском конфликте.
Аналитики The Washington Post предположили, что первые истребители F-16, скорее всего, будут использоваться для усиления противовоздушной обороны Украины, а на начальном этапе ВСУ не станут применять их вблизи линии фронта. Что, собственно, и подтверждает Сырский. Сам он констатирует: российская армия имеет прекрасную авиацию и сильнейшую противовоздушную оборону.
В прошлом месяце командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер говорил, что F-16 не станут вдруг решающим фактором, при котором ВСУ обеспечат себе превосходство в воздухе.
Ранее, кстати, американские власти выдумывали различные отговорки, затягивая обучение украинских летчиков полетам на истребителях F-16.
С американским F-16 принято сравнивать МиГ-29 — оба они принадлежат четвертому поколению легких боевых машин.
У F-16 круговой обзор пилота лучше, чем у российского самолета, но МиГ более защищен от огня неприятеля. К тому же отечественный борт сильнее в маневренном бою, поскольку у него имеются два двигателя и интегральная компоновка, а у «американца» двигатель всего один.
Двухдвигательная комплектация предполагает и большую безопасность — второй двигатель заменит первый, если тот выйдет из строя, что обеспечит полноценный полет даже при такой внештатной ситуации. У F-16 же поломка двигателя или попадание в него снаряда означает гибель самолета.
У обоих истребителей имеются ракеты средней дальности «воздух — воздух». Российские снаряды Р-77 летят на 100 км, американские AMRAMM — на 75 км. Для ближнего боя у МиГа есть ракеты Р-73 Э с инфракрасными головками самонаведения. У них тоже больший радиус действия, чем у ракет F-16.
У миговских авиапушек и калибр больше, и дальность выше. Для точности в них использован лазерный дальномер. МиГ способен развивать скорость до 2300 км/ч, «американец» — до 2145 км/ч.
Российский истребитель имеет статус «фронтового» по аналогу со штурмовиком Су-25 «Грач». На этих самолетах есть блоки неуправляемых авиационных ракет для поддержки пехоты на поле боя. У F-16 в штатной номенклатуре эти блоки отсутствуют.
Отметим, что МиГ-29 был создан специально для противодействия в воздухе F-16. МиГ-29 по классификации является легким истребителем, а тяжелые истребители ВКС России представлены «семейством» ОКБ «Сухого» (Су, «сушки»).
Стоимость F-16 зависит от модификации. F-16D Block 50 обойдется в 34 млн долларов. F-16I Block 52 (с двухместной кабиной и более современной электроникой) — уже до 70 млн долларов. За время своей эксплуатации F-16 потерпели 671 крушение, погибли 208 пилотов. Боевые потери — 160 самолетов.
Новые МиГ-29 продавали за границу по различным контрактам за 18-22 млн долларов. Украина продала в США в 90-х годах несколько МиГ-29 по 3 млн долларов. В 2021-м власти Венгрии собирались продавать 30 снятых с вооружения истребителей за 300 тыс. евро.