Posted 31 июля, 11:21
Published 31 июля, 11:21
Modified 31 июля, 11:34
Updated 31 июля, 11:34
Иван Зубов
Андрей Краснобаев
Вызвавший возмущение российских военных законопроект о дисциплинарном аресте за использование на СВО устройств передачи данных гражданского назначения (гаджетов. — Прим. ред.) заново рассмотрен Государственной думой во втором чтении, сообщили российские информагентства.
Военные блогеры и военкоры в Сети уже празднуют победу над бюрократией, но, как стало известно «Новым Известиям», существенных изменений в законопроекте не последует.
В день принятия этих поправок, 24 июля, «Новые Известия» сообщили, о том, что по новому закону командиры частей и органы военной полиции смогут без суда подвергать российских военнослужащих административному аресту за использование смартфонов и других гаджетов в зоне боевых действий.
Наказание предусмотрено, в случае если у военнослужащего найдут гражданские устройства, которые позволяют выходить в Сеть, снимать фото и видео и предоставлять данные геолокации. Запрещено также без санкции командования давать комментарии журналистам, самостоятельно публиковать в социальных сетях фотографии бойцов с оружием, в военной форме или на территории военных объектов, вести в Сети блоги.
Сами российские военные и военкоры были крайне возмущены этими поправками. Так, блогер Роман Алехин написал в своем канале:
«Если убрать гаджеты, у нас не будет разведки, корректировки, карт и навигации, нормальной связи. Это приведет к перерасходу снарядов, потерям личного состава, у нас будет мощнейшая демотивация, а также бунт в тылу».
Другой российский военкор, Роман Сапоньков, сообщил в своем канале о том, что, несмотря на то что эти поправки еще не подписаны президентом и не вступили в силу, военная полиция уже отбирает телефоны у военнослужащих. Сапоньков назвал эти действия «разбоем».
Журналист Анастасия Кашеварова уверена, что большинство голосовавших за закон депутатов его просто не читали. В своем крайне эмоциональном посте она пишет:
«Как я выяснила, на комитете не в полном составе быстро обсудили поправки, и на следующий же день комитет по обороне рекомендовал закон к принятию. Изначально в законопроекте не было пункта про гаджеты и запрета на защиту своих прав. Были действительные нарушения, которыми страдают не только солдаты, но и командиры, в том числе и пьянство…»
Не менее эмоционально высказывает свою позицию политолог Игорь Скурлатов, призывающий власти лучше скорее убрать YouTube, но оставить в покое телефоны бойцов СВО. Он уверен, что решение принято скоропалительно, и ссылается на бойцов ВСУ, которые пользуются связью на фронте без ограничений, тогда как российским солдатам закрывают «окно в мир», запрещая даже общение с родными.
Политолог свидетельствует, что этот закон уже вызвал на фронте бурю возмущения. Он сам разговаривал с солдатами, и они заявили, что будут сопротивляться, если кто-то попытается отнять у них мобильный телефон:
«Ситуация накалена руками депутатов. Надеюсь, что Путин не подпишет столь сырой закон и отправит его или на доработку, или в „утиль“».
Экс-депутат Госдумы Василий Власов в своем комментарии «Новым Известиям» предположил, что негативная реакция военных и общественности на новый законопроект стала известна министру обороны России Андрею Белоусову, который предложил успокоить общественность и внести небольшие изменения.
«Такое уже бывало в практике Госдумы, когда в законопроект вносились изменения после широкого общественного возмущения, вспомним пенсионную реформу. В данном случае, я думаю, в Минобороны и на Старой площади увидели бурное обсуждение в Сети и решили отреагировать таким образом. Говорят, что окружение Белоусова очень внимательно отслеживает информацию военкоров и блогеров, что можно только приветствовать», — считает политик.
Собеседники «Новых Известий» в Минобороны России говорят о том, что законопроект все равно будет принят с небольшими косметическими изменениями.
Поправка, с которой «закон о гаджетах» вернули во второе чтение, гласит, что грубым дисциплинарным проступком не будет считаться наличие у военного гаджетов, «если указанные электронные изделия используются ими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».
«Речь идет о том, что на основе федерального закона будут приняты подзаконные акты Министерства обороны, — приказ министра и указания в войска. Если коротко, то гражданские средства передачи данных, используемые для боевой работы, будут изыматься из личного пользования военнослужащих, ставиться на инвентарный учет и проверяться органами защиты гостайны. Вести личную переписку с помощью них будет запрещено», — рассказал собеседник «НИ» в Минобороны.
По словам высокопоставленного офицера, в законопроекте сохранятся нормы о запрете военнослужащим ведения блогов в Сети, общения с журналистами и блогерами, а также личная переписка и звонки вне районов, установленных командованием. Также сохранится запрет на фотографирование и публикацию военнослужащих, техники и всего остального, связанного с выполнением задач военной службы.
По сути изменений в законопроект гражданский гаджет, купленный военным за свой счет или подаренный волонтерами, перестанет быть личным имуществом бойца и станет элементом военной техники, иначе военному придется с ним расстаться и пойти под арест.