Posted 31 июля, 13:08
Published 31 июля, 13:08
Modified 31 июля, 13:10
Updated 31 июля, 13:10
Игорь Злобин
Убийство главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании в результате израильского ракетного удара по его резиденции в Тегеране вновь оживило публичный интерес к лидерам террористических организаций и их наследству. Ведь они не только планируют и организуют теракты и боевые операции, но и ищут финансовые средства для своей незаконной деятельности. Не забывая и про личный достаток.
Известно, что погибший был миллиардером и одним из богатейших палестинцев в мире. Годовой оборот организации, которую он возглавлял, по разным данным, составляет примерно 700 миллионов долларов, и в эту сумму входят не только пожертвования исламских организаций.
Палестинский ХАМАС является не самой богатой террористической организацией в мире. Сегодня, по косвенным данным, собранным экспертами разных стран, движение опережает ливанская шиитская группировка «Хезболла», фактически контролирующая политическую власть в Ливане. Ее годовой оборот превышает 1,1 миллиарда долларов.
Другие еще недавно могучие и богатые террористические организации уже утратили свою былую мощь. В 2011 году «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)*, захватив часть территории Ирака и Сирии, по данным Forbes, довело свой годовой оборот до двух миллиардов долларов. Террористы торговали чужой нефтью с огромными скидками — по 40-75% к ее рыночной цене. Теперь же, после разгрома, организация едва ли располагает и десятой частью этого капитала.
Примерно на том же уровне находится международная террористическая сеть «Аль-Каида»*, филиалы которой еще работают в некоторых азиатских и африканских странах. Эксперты издания называют цифры от 150 до 300 миллионов долларов ежегодно.
Некоторые в прошлом очень богатые террористические организации прекратили свое существование. В начале 2010-х годов на третьем месте в этом рейтинге с оборотом в 600 миллионов долларов в год шли Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК). Их длительная война с правительством завершилась мирным соглашением, и организация была преобразована в политическую партию, занявшую место в колумбийском парламенте.
Примерно так же сложилась судьба и афганского «Талибана»*, который два года назад стал единственной властью в этой стране. Если в своем террористическом прошлом это движение располагало примерно 400 миллионами годового оборота, то теперь — всем бюджетом Афганистана.
Но одно дело — организация, а совсем другое — руководители. Они зачастую бывают богаче, чем движение, которым руководят.
Усама бен Ладен*
Например, самый знаменитый террорист планеты — основатель «Аль-Каиды»* Усама бен Ладен*. Его отец был бедняком, но, занявшись строительным бизнесом, сказочно разбогател и оставил сыну солидный капитал. Усама, получив прекрасное западное образование, продолжил бизнес своего отца. Считается, что капиталы семьи бен Ладенов в совокупности составляют около 10 миллиардов долларов. Личное же состояние некогда «первого террориста мира», убитого в 2011 году, достигало 100 миллионов долларов.
В отличие от Бен Ладена*, сегодняшние продолжатели дела терроризма не имели таких стартовых возможностей — они родились либо в бедных, либо в небогатых семьях и добывали себе богатство собственными силами.
Хасан Насралла
Еще при своей жизни бен Ладен* уступал в богатстве тогдашнему и нынешнему лидеру «Хезболлы» Хасану Насралле, личное состояние которого, по данным британской разведки, в 2010-е годы оценивалось в 250 миллионов долларов и вряд ли стало меньше.
Кувейтская газета «Ас-Сияса» сообщала также, что суммарный капитал верхушки «Хезболлы» мог достигать и двух миллиардов долларов. Эту группировку финансирует Иран, но ее руководители, по данным издания, ради личного обогащения подкупают армейских чиновников иранского Корпуса стражей исламской революции и делят с ними бюджеты. Не брезгуют в «Хезболле» и наркоторговлей. Тегерану такая ситуация не нравится, но других союзников в регионе у него нет.
Исмаил Хания
Лидеру ливанской «Хезболлы» пока далеко до убитого прошлой ночью 61-летнего Исмаила Хании, личное состояние которого составляло около 4 миллиардов долларов. Естественно, что с такими деньгами он жил не в нищей Палестине, а в сверхбогатом Катаре с тех пор, когда в 2017 году стал главой политбюро ХАМАС. Своей организацией он руководил из роскошных отелей и резиденций Катара, Стамбула, Каира и Тегерана.
Муса Абу Марзук
Немного уступают Хании его соратники по ХАМАС. Второе лицо в этой организации, 72-летний Муса Абу Марзук, который отвечает за международную политику, обладает состоянием в 2 миллиарда долларов.
Халед Машаль
Бывший глава движения 67-летний Халед Машаль, который теперь контролирует из Дохи операции с недвижимостью и финансами ХАМАС, владеет 1,5 миллиарда долларов.
Разгадка такого безудержного процветания «борцов» за независимость Палестины проста: после 2007 года, когда ХАМАС захватил власть в секторе Газа, его лидеры стали стремительно обогащаться. Бывший советник бывшего палестинского лидера Ясира Арафата Ахмед Бакаи признавался «Новым Известиям», что лидеры ХАМАС обогатились не только за счет финансовой помощи своего спонсора Катара, но и занимаясь через подставных лиц контрабандой и торговлей земельными участками на берегу Средиземного моря.
Особую роль тут играла знаменитая сеть туннелей, прорытая под Палестиной и ведущая в Египет. Через нее в сектор Газа шло не только оружие, но и автомобили на продажу. Затем лидеры движения, не стесняясь, взимали 25-процентный «налог» с владельца каждой такой машины. Неплохой бизнес, если учесть, что на этом маленьком кусочке земли живут около двух миллионов человек. Более трети их них до войны были безработными, зато несколько сотен жителей сектора Газа стали долларовыми миллионерами.
Не исключено, что в связи с новой войной и растущими антиизраильскими настроениями в мире доходы ХАМАС и его руководителей только выросли.
Сами палестинцы все это хорошо знают. Вскоре после начала новой войны в октябре прошлого года один из пленных палестинских боевиков признался на допросе, что лидеры ХАМАС их «завлекли и обманули»:
«Сами-то Исмаил Хания и Халед Машаль отсиживаются в своих домах в Турции или Катаре, а нас послали на смерть, а наши семьи подвергаются ударам в Газе…»
* Включены Минюстом РФ в список террористических организаций