Алина Шувалова
Как рассказал Павел Дуров в своем телеграм-канале, стать донором спермы его попросила знакомая супружеская пара, которая не могла иметь детей из-за проблем с фертильностью. По их настоянию 15 лет назад он передал свою сперму в клинику, занимающуюся программами экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
«Глава клиники сказал мне, что „качественного донорского материала“ не хватает и что это мой гражданский долг — сдавать больше спермы, чтобы анонимно помогать другим парам. Это звучало достаточно безумно, чтобы заставить меня подписаться на донорство спермы», — рассказал предприниматель.
После этого Дуров, занимающий восьмое место в рейтинге богатейших россиян по версии Forbes и являющийся богатейшим человеком в ОАЭ, начал сдавать биоматериал. Им на условиях анонимности смогли воспользоваться бездетные пары, мечтающие о появлении малыша.
В итоге за 15 лет донорства 39-летний Дуров стал отцом для более чем 100 детей. Его спермой воспользовались десятки семей из 12 стран мира.
Основатель Telegram пообещал, что намерен сделать публичным свой код ДНК, чтобы его биологические дети при желании смогли легче найти друг друга. Он добавил, что в донорстве есть риски, но подчеркнул, что не жалеет о том, что был донором.
«Нехватка здоровой спермы становится все более серьезной проблемой во всем мире, и я горжусь, что внес свой вклад», — резюмировал Дуров.
Он призвал здоровых мужчин помогать семьям, испытывающим трудности с зачатием.
Новость о «сотне детей Дурова» вызвала огромный общественный интерес. Ее не смог обойти стороной американский предприниматель-миллиардер, основатель SpaceX и сети Twitter (Х) Илон Маск, воспитывающий 12 родных детей.
Он напомнил, что у Чингисхана, согласно легендам, было порядка 600 детей. Делая шуточную отсылку к истории великого монгола, Маск ответил Дурову, что у него по сравнению с Чингисханом «уровень новичка».
После этого некоторые пользователи соцсетей начали вспоминать, у кого еще из известных людей было много детей.
Одни напомнили об истории жившего в X веке до нашей эры еврейского царя Соломона, у которого, согласно легендам, было множество потомков, рожденных от 300 жен и 700 наложниц. Другие назвали любвеобильного марокканского султана Мулая, имевшего в XVII веке более 1170 детей от 500 жен.
Третьи упомянули турецкого султана Мурада III (1546-1595), официально имевшего более 50 детей от разных жен и наложниц, а также императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена, оставившего после себя свыше 20 отпрысков. По подсчетам историков, у киевского князя Владимира Красное Солнышко было не менее 16 детей от жен и наложниц, а у литовского князя Ольгерда-Дмитрия Гедиминовича — 23 ребенка.
Самой плодовитой правительницей источники называют австрийскую императрицу Марию Терезию (1717-1780), родившую в браке с лотарингским герцогом Францем Стефаном 16 детей.
Столько же потомков было и у самого многодетного правителя российской династии Романовых Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676). Из современных политиков отмечают плодовитость 56-летнего короля Свазиленда Мсвати ІІІ: у него сейчас насчитывается 36 детей, рожденных от 15 жен.
Среди 40 богатейших многодетных бизнесменов современности, имеющих большие семьи, Forbes называет Зияда Манасира, Александра Джапаридзе, Сергея и Николая Саркисовых, Романа Абрамовича, Игоря Алтушкина, Андрея Скоча и других. Большинство перечисленных предпринимателей имеют по 5-7 наследников.
Озвученные Павлом Дуровым планы опубликовать свой ДНК-код и дать таким образом детям ключ к тайне их появления на свет вызвали неоднозначную реакцию среди пользователей Сети.
Как пояснила «НИ» юрист Анна Смирнова, такое решение предпринимателя несет в себе потенциальные риски.
«При обращении в клиники ЭКО клиенты, как правило, заключают и договор о неразглашении. Презюмируется, что люди, выступающие в роли потребителей медицинской услуги, обращаются за этой процедурой с тем, чтобы на свет появились дети, которых они будут воспитывать не как опекаемых или приемных, а как своих родных. И юридически дети, зачатые при помощи ЭКО, таковыми являются», — сообщила она.
Если же тайна рождения этих детей окажется раскрыта с подачи донора спермы, это может спровоцировать проблемы в семьях, которые воспользовались биологическим материалом и оплатили полный комплекс услуг, включающий в себя и договор о неразглашении.
«Потенциально решение предпринимателя обнародовать свой ДНК-код чревато чередой судебных исков со стороны клиентов клиники, недовольных раскрытием их личной и медицинской тайны. При этом возникнут вопросы наследования, которые нередко выливаются в ожесточенные судебные тяжбы. Нельзя забывать и о законодательном запрете, связанном с нарушением неприкосновенности личной жизни. И это уже вопрос не гражданских, а уголовных правоотношений. Думаю, что эта проблема в ближайшем будущем потребует дополнительного законодательного урегулирования», — полагает юрист.
По данным психолога Марины Викторовой, вопросы, связанные с тайной рождения человека, являются для людей очень чувствительными.
«У меня в практике был случай, когда человек в уже довольно зрелом возрасте узнал, что гражданин, которого он считал своим отцом, таковым не является. Эта новость перевернула жизнь и сына, и его мамы, и оставила им обоим глубокий психологический шрам на многие годы. Будучи состоявшимся, известным человеком, сын на фоне произошедшего сменил фамилию, отчество, а затем в течение многих лет испытывал моральные страдания. Он очень остро и болезненно переживал момент, связанный с тайной его рождения», — рассказала она.
Эксперт напомнила, что у нас в стране существует уголовная ответственность за раскрытие тайны усыновления.
«Побуждения, толкающие человека на такой шаг, обществом не одобряются, считаются низменными. И это правильно. А вот закона о тайне детей, родившихся при помощи репродуктивного донорства, в нашей стране, насколько я знаю, пока нет. Возможно, об этой проблеме стоит задуматься специалистам», — сообщила «НИ» психолог.