Posted 29 июля, 14:18
Published 29 июля, 14:18
Modified 29 июля, 14:20
Updated 29 июля, 14:20
Мария Соколова
Эксперты бьют тревогу: себестоимость авиабилетов уже в этом августе может вырасти на 30-50%. Об этом предупредил заведующий кафедрой Управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ профессор Алексей Чудновский.
Мы проверили это утверждение: если вылететь на отдых в Сочи 30 июля и вернуться через неделю, то можно найти билеты менее чем за 17 тыс. рублей. А если вылетать 17 августа, то самый дешевый билет будет стоить почти 28 тыс. рублей. Разница в 65%!
Если переполненный Краснодарский край не прельщает, то можно отправиться покорять горы и купаться в теплом Каспийском море — в Дагестан. Сейчас билет туда-обратно можно найти за 14,3 тыс. рублей. С вылетом 17 августа получается не меньше 20,5 тыс. рублей. Разница в 43%!
Похоже, что апокалиптичные прогнозы эксперта сбываются. По мнению Алексея Чудновского, во всем виновато повышение сборов с перевозчиков.
Действительно, с августа должны быть повышены аэронавигационные сборы, которые пойдут на ремонт 51 малого аэродрома, первым в очереди стоят Чебоксары. Всего в России требуют ремонта 111 аэродромов, но крупные будут восстанавливать за счет государства. Сборы с внутренних рейсов вырастут на 37%, с международных — в два раза.
Некоторые авиакомпании сильно противились такому нововведению. Представители S7 предупреждают о негативных последствиях.
— В целом же с ноября 2022 года аэронавигационные сборы выросли на 76%. Дальнейший рост может привести к повсеместному удорожанию стоимости авиабилетов на рынке.
В «Аэрофлоте» тоже не сомневаются, что за все заплатят пассажиры.
— Но необходимо понимать, что вне зависимости от источника средств для формирования фонда в конечном счете данная нагрузка так или иначе ложится на пассажира, поскольку авиакомпании получают доходы от пассажирских перевозок.
Но есть сомнения в том, что августовский рост цен обусловлен именно новыми сборами. Необходимый объем сборов озвучил глава Росавиации Дмитрий Ядров.
— Планируем где-то порядка 10–12 млрд руб. в год собирать ежегодно и направлять их непосредственно на капитальный ремонт.
Посчитаем: пассажиропоток в 2024 году ожидается на уровне 98 млн человек. Выходит, что каждый пассажир должен заплатить примерно 122,5 рубля. Эта оценка находит подтверждение: холдинг «Новапорт» поднимает сборы для ремонта своих 16 аэродромов в среднем на 150 рублей в расчете на пассажира. Дополнительные сборы сделают билеты дороже, но явно не в 1,5 раза. Тем более что, по оценке экспертов, аэронавигационные сборы составляют не выше 5% от себестоимости билета.
Первая причина — это ажиотажный спрос.
Отдыхающие в Анапе публикуют фото и видео местных пляжей — там не то что сложно найти свободное место, там просто трудно пройти к морю между сидящими, лежащими и стоящими телами отдыхающих.
Количество туристов сильно превышает возможности пляжей Краснодарского края. Самолеты тоже заполнены под завязку.
По данным Росавиации занятость кресел в самолетах по итогам июня выросла до рекордных 89%, что на 2,6 п. п. больше, чем в июне 2023 года. Это действительно много. «Аэрофлот», например, в июне показал загрузку на уровне 87,3% (прибавка 4,6 п. п.), и это привело к тому, что авиакомпания вынуждена отказывать в перелете своим сотрудникам, даже если они забронировали себе место. Приоритет отдается обычным пассажирам, которые заплатили за билет деньги.
Другая проблема авиакомпаний — дефицит самолетов.
По оценке Росавиации, количество лайнеров с действующим сертификатом летной годности (авиационный техосмотр) сократилось на 3%, до 693 судов в период с октября 2023 года по июнь 2024-го.
У некоторых самолетов могут быть проблемы с обслуживанием. Как отмечает авиационный эксперт Вадим Лукашевич, фактический ресурс российско-французских двигателей для SSJ-100 оказался в два раза меньше заявленного, а разработка отечественных двигателей столкнулась с непредвиденными сложностями.
А часть самолетов до сих пор имеет двойную регистрацию. Планы по замене иностранных Boeing и Airbus отечественной техникой откладываются до лучших времен: пока еще не готовы ни импортозамещенный SSJ-100 NEW, ни Ту-214 родом из 80-х годов прошлого века, ни МС-21.
К началу 2024 года российские авиакомпании выкупили у иностранных лизингодателей 165 лайнеров, потратив все выделенные государством на эти цели 300 млрд рублей. Но это лишь 40% от воздушного парка, принадлежащего зарубежным компаниям. Теперь авиаперевозчики требуют еще почти 295 млрд рублей на формальный перевод в РФ 90 самолетов. Но власти не готовы тратить на это деньги — Минтранс даже не обсуждает такую возможность. А значит, все дополнительные расходы на оплату иностранных лайнеров в условиях санкций опять-таки ложатся на пассажиров.
Дешевых авиабилетов в России не будет — для этого нет никаких предпосылок. Относительно прошлого года рост цен составил порядка 20%. Но августовский скачок — явление временное. Мониторинг цен показывает, что в октябре вновь можно слетать в Сочи и обратно примерно за 17 тыс. рублей, а в Махачкалу — и вовсе за 12 тыс. рублей.
Купальный сезон в Сочи в октябре уже завершается — становится прохладно. Но не единым Краснодарским краем живут туристы — в следующем материале «НИ» расскажем, куда отправиться в октябре, чтобы не пожалеть о потраченном времени и не переплачивать за перелеты.