Posted 24 июля, 16:15

Published 24 июля, 16:15

Modified 25 июля, 05:38

Updated 25 июля, 05:38

Как большие деньги испортили Wildberries. За что идет грызня в семействе Бакальчук?

24 июля 2024, 16:15

История взлета и падения Wildberries — крупнейшего маркетплейса страны

Скандал с разделом Wildberries семьей Бакальчук и не только набирает новые обороты. За разборками и выяснениями того, кто тиран, а кто жертва, уже забываются громкие претензии покупателей и поставщиков к самому маркетплейсу. А зря. История компании и ее отношение к людям многое расставят по местам.

Мария Соколова

Разборки между супругами Бакальчук — владельцами маркетплейса Wildberries — вышли на новый уровень после того, как Рамзан Кадыров провел встречу с оставшимся не у дел Владиславом Бакальчук. Глава Чечни заявил у себя в Telegram-канале, что произошел рейдерский захват компании, и обещал оказать помощь. Но требуется ли она? А если требуется, то, может быть, вовсе не разводящимся владельцам?

Кто, когда и как создал Wildberries

Официальная легенда бренда гласит, что Wildberries появился в 2004 году. Скромная учительница английского языка после рождения ребенка оставила свою основную преподавательскую работу и открыла интернет-магазин. Особых денег тогда не было — сбережений хватило лишь на создание сайта.

Сначала Wildberries специализировался на продаже одежды из немецких каталогов Otto и Quelle. Конкурентным преимуществом на старте стало то, что Татьяна Бакальчук не требовала предоплаты и ввела единую для всех регионов небольшую комиссию. Схема работы 20 лет назад была такой: клиент заказывал одежду по каталогу, Бакальчук заказывала ее в Германии и отправляла «Почтой России» с наложенным платежом. То есть клиент оплачивал покупку по курсу ЦБ с комиссией и доставкой при получении. Варианта примерить одежду и отказаться тогда не было.

Схема по современным меркам неудобная, но альтернативы были не лучше. И вот так постепенно Татьяна Бакальчук, начиная с нуля, самостоятельно создала бизнес-империю.

Журналистское расследование (издание The Bell находится в реестре СМИ-иноагентов) показало, что все было несколько иначе. Владислав Бакальчук был совладельцем московского интернет-провайдера Utech и компании UT Design, которая занималась разработкой сайтов. Именно компания мужа и создала первый сайт Wildberries.

При развитии бизнеса в компанию нанимались в основном близкие люди. Ветви родственных связей уходят вплоть до вице-президента «Роснефти» Сергея Цоя. Но развитие маркетплейса по-настоящему ускорилось после того, как у Бакальчуков появился бизнес-партнер Сергей Ануфриев. Он предложил закупить крупную партию одежды и обуви Adidas с дисконтом, которая не разошлась по оптовикам. Так Adidas стал первым крупным брендовым поставщиком Wildberries.

Секрет успеха Wildberies

Сейчас клиенты Wildberries ценят сервис за то, что пункты выдачи заказов (ПВЗ) с примерочными есть на каждом углу, а доставка осуществляется в считаные дни. К лету 2023 года сеть маркетплейса насчитывала по всей России порядка 30 тыс. ПВЗ.

Ставку на развитие ПВЗ Wildberries по всей России сделал после 2010 года. Маркетплейс одним из первых предложил клиентам бесплатную доставку. В те времена это было небольшой революцией. Как отмечают участники рынка, для этого требовались очень большие инвестиции: пункты выдачи сначала открывались собственными силами.

Следующее большое изменение произошло в 2014 году, когда Wildberries перешел из статуса интернет-магазина в статус маркетплейса: тогда компания отказалась от самостоятельных закупок товаров и оставила только комиссионный бизнес, предоставляя продавцам доступ к площадке. Это тоже было новинкой для рынка.

Закрепиться на рынке маркетплейсу помогло то, что, помимо удобной и бесплатной доставки, многие товары продавались со скидками. Клиентам хорошо, но издержки на предоставление скидок ложились на поставщиков.

Агрессивная финансовая политика

С поставщиками Wildberries никогда не церемонился. Не нравятся условия по предоставлению скидок и формированию цен — на маркетплейсе никто не держит. Компания в 2017 году не стеснялась судиться с такими крупными поставщиками, как Prime Jeans, United Fashion Group и The Department, оттягивая платежи, требуя премии за продвижение, возврат за непроданный товар.

Политика задержки платежей поставщикам продолжалась. В 2021 году «НИ» писали, что продавцы часто страдают от невозможности получить свои деньги, а поддержка маркетплейса ничем не может помочь. Тогда маркетплейс был ответчиком по 271 судебному разбирательству. А в 2024 году Wildberries, по данным «Спарк-Интерфакс», выступает ответчиком по 2510 делам на общую сумму более 2,8 млрд рублей.

В профильном чате продавцы жалуются, что товары часто возвращаются по непонятной причине, поддержка не помогает, а если хотите уйти от «Ягодок», то придется еще заплатить, чтобы забрать свой товар.

В другом чате жалобы уже идут на то, что компания может просто заблокировать счета продавца и постоянно выписывать штрафы за несуществующие нарушения в указании размеров упаковки.

Неправомерное отношение к поставщикам официально подтверждено: прошлой весной ФАС нашла в оферте о реализации товара навязывание продавцам невыгодных условий и несоразмерные условия по выставлению им штрафов.

Следующей жертвой стали ПВЗ: маркетплейс начал списывать из зарплат сотрудников штрафы за возврат бракованных товаров и их подмену. Они могли достигать 100% от зарплаты. Это привело к настоящей забастовке сотрудников ПВЗ. Помимо этого, была попытка ввести дифференцированную оплату услуг ПВЗ в зависимости от региона и снизить их комиссию с 5-6% до 2%.

Проверить отношения маркетплейса с поставщиками, ПВЗ и клиентами в прошлом году взялась Генпрокуратура — в итоге Wildberries был вынужден изменить порядка 20 пунтков в своих регламентных положениях.

Отношение Wildberries к клиентам

Такая политика по отношению к продавцам — еще полбеды. В последние годы были замечены кардинальные перемены в отношении к клиентам.

В прошлом году Wildberries вошел в десятку самых посещаемых маркетплейсов мира, обосновавшись на 9-м месте! В прошлом году оборот Wildberries превысил фантастические 2,5 трлн рублей! Даже OZON, который увеличил оборот в 2,1 раза, сильно отстакт — оборот в 2023 году составил 1,7 трлн рублей. Народ плотно подсел на такие услуги. Это развязало Wildberries руки.

Клиенты стали замечать, что возврат товаров стал платным, а комиссия при оплате картами Visa и MasterCard осенью 2023 года была установлена на уровне 3%. Но суд постановил, что практика взимания с покупателя платы за возврат некачественного товара противоречит действующему законодательству.

За что на самом деле борются Бакальчуки

Желание Владислава Бакальчука получить при разводе 50% бизнес-империи вполне объяснимо. Свою долю в 1% от ООО «Вайлдберриз» он получил лишь в 2019 году, также он владеет 1% ООО «ВБ Восток» (склад в Татарстане) и 100% инженерной и строительной компании «ВБ Девелопмент».

Татьяна Бакальчук до слияния с холдингом Russ Outdoor Мирзояна контролировала 99% ООО «Вайлдберриз», которое в прошлом году получило чистую прибыль в 18,9 млрд рублей, а также была совладелицей еще 29 компаний, связанных с Wildberries: склады, логистика, IT, строительство и т. д. А Вайлдберриз Банк ей принадлежит на 100%.

С нынешними рыночными позициями и агрессивной финансовой моделью прибыли Wildberries едва ли что-то угрожает. Но заметит ли кто-то наконец проблемы поставщиков и клиентов или они будут и дальше вынуждены терпеть неудобства? Ведь другие маркетплейсы не позволяют бесплатно заказать на примерку одежду в любую глушь русской глубинки…

Подпишитесь