Posted 18 июля, 12:14
Published 18 июля, 12:14
Modified 18 июля, 12:16
Updated 18 июля, 12:16
Иван Зубов
Застарелая проблема отечественного краболовства вновь встает во весь рост: крабы есть, но ловить их некому.
Российские верфи постоянно переносят сроки сдачи в эксплуатацию рыболовецких судов. На первом этапе крабовых аукционов (октябрь 2019-го — июнь 2021-шл) было распределено 50% квот на вылов краба на сумму почти в 145 млн рублей, а победители конкурсов обязались тогда строить на отечественных верфях суда-краболовы.
К 2024 году правительство планировало завершить создание российского крабового флота, но сначала пандемия ковида, а затем антироссийские санкции эти планы разрушили. Сроки сдачи 57 из 64 рыбопромысловых судов перенесены по причине проблем с поставками комплектующих и нехватки двигателей. Предельные же сроки сдачи судов увеличились с 6 до 8 лет, сообщает «Парламентская газета».
На этой неделе правительство увеличило с 5 до 7 лет и максимальный срок строительства судов под крабовые квоты. Для его пролонгации нужна будет банковская гарантия в сумме не меньше 1 млрд рублей, сообщает Fishnews.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев назвал эту меру логичной: «Ситуацию усугубили антироссийские санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов. Шаг задержки в постройке составляет минимум полгода, ситуацию осложнили санкции».
На аукционе, который прошел в мае 2024 года, было отобрано 8 проектов по строительству судов рыбопромыслового флота общей стоимостью в 59 млрд рублей. Но без оперативного решения проблем с комплектующими трудно рассчитывать на успех.
Есть и еще одна проблема, о которой говорили на совещании в Совете Федерации: в РФ до сих пор не существует проекта типового судна-краболова, что помогло бы сэкономить на постройке и судостроителям, и заказчикам.
Сенатор СФ Андрей Кутепов еще в начале этого года заявил: «Мы о краболовах уже три года разговариваем, но у нас нет типового судна под краболова. Не сделали до сих пор проект краболова, который был бы один, но его можно было бы использовать для строительства 30-40 судов».
С тех пор дело сдвинулось: власти Приморья сообщили том, что на Восточной верфи по программе «квот под инвестиции» уже строится судно проекта 03141. Его можно будет использовать и для добычи, и для перевозки живого краба, а также для заморозки продукции в море и транспортировке ее на берег.
Новый проект сможет работать еще и как ярусолов (рыболовное судно для морского ярусного лова рыбы, кальмаров, крабов и т. д.), и как креветколов. Всего на верфях Приморского края в этом году планируют построить семь судов по программе «квот под инвестиции».
Ранее в рамках той же программы на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (Онежский ССЗ) в Карелии построили судно-краболов проекта 5712LS — для ловли и перевозки живого краба в условиях Берингова, Охотского и Японского морей.
Обычному читателю проблема отечественного краболовства покажется надуманной: всенародной популярности этот продукт в силу своей дороговизны так и не завоевал. Даже в новогодних салатах используют не крабов, а «крабовые палочки», ничего общего с мясом ракообразных не имеющие.
И хотя в РФ вылавливается около двух третей всей мировой добычи крабов, их регулярно употребляют в пищу меньше 1% россиян. Эксперты объясняют это и дороговизной продукта для среднего отечественного покупателя, и отсутствием традиции его употребления.
Средняя стоимость замороженного крабового мяса в российских магазинах колеблется от 1050 до 1150 рублей за 1 кг, а свежего — от 1650 до 2050 рублей за 1 кг. Ресторанная же порция (350-400 граммов) обойдется в 1540-1640 рублей. Деликатес, одним словом.
Не едят свои — можно продать чужим. Обладающая огромным крабовым потенциалом Россия после развала СССР стала увеличивать и модернизировать свой краболовный флот. За два десятилетия страна вышла на передовые позиции. Добыча увеличилась в четыре раза. Больше половины ее пошло на экспорт в Европу, а оттуда — в США. Затем стали активно осваивать и китайский рынок.
Но с введением санкций все разительно изменилось. Если раньше на американском рынке стоимость камчатского краба доходила до 60 долларов, а на китайском — до 40 долларов за кг, то теперь Китай снизил цену до 20 долларов.
В этих условиях прекрасным выходом для отечественных крабодобытчиков стал бы внутренний рынок. Особенно после введения в октябре прошлого года экспортных пошлин на рыбную продукцию.
Исполнительный директор Ассоциации торговых и промышленных предприятий рыбного рынка Александр Фомин указывает на то, что цены на крабов сегодня стали сопоставимы с ценами на форель или семгу. А их россияне ежегодно употребляют в количестве примерно 200 тысяч тонн. Вылов же крабов составляет 90 тысяч тонн в год. Разве ж это не стимул приучить россиян к крабовому мясу?
Правда, по мнению эксперта, есть вероятность того, что китайцы смогут каким-то образом организовать реэкспорт российских крабов в США. Тогда, сетует он, жители нашей страны опять не смогут оценить этот продукт и будут по-прежнему «довольствоваться крабовыми палочками на новогоднем столе».