Иван Зубов
Растущее количество ДТП с электросамокатами, в ходе которых травмы получают как сами самокатчики, так и пешеходы, вынудило законодателей всерьез заняться проблемой. На прошлой неделе депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект о штрафах для водителей электросамокатов. Предусмотрен и штраф за пьяную езду в размере от 20 до 30 тысяч рублей.
После этого спикер парламента Вячеслав Володин предложил подписчикам своего тг-канала проголосовать на тему полного запрета самокатов на улицах городов.
Свою инициативу Володин объясняет так:
«Поступают предложения о полном запрете использования такого транспорта для передвижения по улицам. Как вы считаете, необходима ли такая мера?»
Результаты анонимного опроса, который еще продолжается, впечатляют — примерно две трети россиян (66%) выступили за запрет, причем в самом начале голосования их было и вовсе 70%.
Меньше трети (28%) — против запрета, а 6% заявили, что им «все равно».
Подобный же опрос, но только среди жителей обеих столиц, провел и сервис Superjob. Москвичи в целом оказались либеральнее остальных россиян. 62% выступили за полный запрет и только 26% высказались против любых ограничений.
А вот Санкт-Петербург проявил к самокатчикам большую нетерпимость: там запретить электросамокаты требуют 73%.
Женщины (66%) чаще мужчин (56%) высказываются против самокатов. Ну и логично, что чем старше респондент, тем хуже он относится к этому виду транспорта. 68% его противников — люди старше 45 лет, 65% — старше 35 лет, но и противников моложе 34 лет тоже много — 46%.
Пока самокаты не запретили, в столице намерены ограничить хотя бы максимальную скорость для них — до 20 км/час. Эксперимент уже начался 15 июля и продлится до 15 августа. Правда, распространится он только на зону внутри Третьего транспортного кольца (ТТК).
Власти столицы попытаются тем самым радикально снизить количество происшествий, и, если это действительно произойдет, скоростной лимит могут сделать постоянным для всего города.
В понедельник, 15 июля, в Москве был изъят первый электросамокат. Студент ездил на нем в пьяном виде и врезался на большой скорости в пенсионерку.
В итоге суд постановил запретить ему в течение 18 месяцев пользоваться этим видом транспорта. Сообщается, что «орудие преступления» — самокат Dualtron ultra — стоит от 100 тысяч до 400 тысяч рублей. Студент же купил его за 200 тысяч. Изъятие этого девайса в доход государства стало первым таким прецедентом в Москве.
Правда, конфискация вряд ли поможет сильно улучшить ситуацию, поскольку в основном россияне страдают от бесконтрольной езды своих сограждан на арендованных самокатах.
Остаются только штрафы. Тем более что в той же Москве камера наблюдения впервые выявила по номеру самоката нарушителя, решившего прокатиться по пешеходному переходу, а это запрещено. Теперь ему придется заплатить штраф 800 рублей.
А вот российский политический аналитик Михаил Виноградов считает, что штрафы вряд ли станут панацеей от новой беды, поскольку репрессии против велосипедов и самокатов во многом носят характер имитационных кампаний. По мнению эксперта, они обычно касаются бесправных мигрантов:
«Казавшееся разрешенным в рамках обычного права вдруг становится наказуемым — а через пару недель все возвращается как есть».
Кроме того, он считает недостаточными существующие ограничения скорости до 25 км/ч на тротуарах и до 20 км/ч во дворах:
«Даже если не учитывать, что подобно автомобилистам во все мире они будут ездить +10/20 км/ч от разрешенной скорости».
Штрафы же, которые приходят с камер, имеют смысл только тогда, когда отрегулирована дорожная ситуация в городе, так что дисциплинированный водитель может ездить по правилам. А сейчас даже для самого законопослушного водителя штрафы — это нечто вроде неизбежного налога, который высчитывается пропорционального длине пробега. К тому же сама идея конфискации самокатов даст возможность правоохранителям «решать на месте» все возникшие проблемы.
Виноградов уверен в том, что, вместо того чтобы ужесточать наказания, власти должны искать пути компромисса между разноскоростными участниками дорожного движения:
«Не тот случай, когда стоит копировать сомнительную федеральную схему, предполагающую принятие нового закона и новых санкций в ответ на резонансный инцидент, про который тут же все забыли.
Трудно представить, что борьба за причинение горожанам удобств в сегодняшних реалиях не обернется против самих горожан. © „Когда они вводили платную парковку в центре, я молчал. Я ведь не в центре и я не богатый…“