Posted 16 июля, 14:54

Published 16 июля, 14:54

Modified 16 июля, 14:56

Updated 16 июля, 14:56

«А олени лучше!»: почему растут цены на авиабилеты и когда они начнут снижаться

16 июля 2024, 14:54

Резкий рост цены на авиабилеты в России: причины и последствия

В России резко выросли цены на авиабилеты: полеты за копейки в любую точку РФ и уж тем более Европы остались в прошлом. «НИ» выяснили, какие маршруты подорожали сильнее всего, почему это произошло и ждать ли снижения стоимости в ближайшее время.
Сюжет
Авиация

Мария Соколова

В Минтрансе на подорожание авиабилетов смотрят оптимистично. По данным замминистра Владимира Потешкина, озвученным на совещании в Совфеде, пик подорожания прошел в марте текущего года — тогда билеты были на 22% дороже, чем в том же месяце 2023-го. А в июне повышение составило 9%.

Это даже не сильно отличается от уровня инфляции. Причины роста цен, по мнению Потешкина, тоже просты и понятны: это увеличение спроса и повышение себестоимости перевозок, вызванные подорожанием обслуживания из-за санкций.

Но есть некоторые факты, которые противоречат этим утверждениям. Замглавы ФАС Петр Иванов на том же самом совещании заявил, что этим летом билеты стали дороже на 9–16%, чем прошлым. Уже появляется расхождение. Еще больше оно становится заметно, если посмотреть на средние цены в мониторинге Росстата.

С начала 2024 года стоимость перелета на 1000 км в экономклассе подорожала на 40,5% — до 9283,9 рубля, а по сравнению с прошлым годом рост составил 20%. Получается, что только на официальном уровне есть три разные оценки того, как изменились цены на перелет.

Откуда и куда стало дороже летать

Многое зависит от того, как и какие перелеты считать. Цены растут неравномерно. По оценке Российского союза туриндустрии, основное повышение пришлось на курортные направления с вылетом из регионов.

Больше всего не повезло жителям Казани: билеты в Сочи и обратно за год подорожали на 58% — до 20 360 рублей.

На втором месте оказался вылет из Санкт-Петербурга — подорожание на 38%, улететь в Сочи из Уфы стало дороже на 33%, из Нижнекамска — на 30%, из Перми — на 27%, из Тюмени — на 23%, из Чебоксар — на 22%, из Сыктывкара — на 21%.

Так что жители Татарстана и многих других регионов весьма удивятся данным о подорожании на 9%. Если подходить к этому оптимистично, то один плюс в такой ситуации найти можно — дорогие билеты спасут кого-нибудь от стресса на переполненных пляжах и заболевания ротавирусной инфекцией, подхваченной в Черном море от канализационных стоков.

Почему подорожали авиабилеты

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов указывает на то, что авиакомпаниям сейчас приходится очень тяжело из-за возросших в несколько раз расходов на обслуживание самолетов и закупку запчастей, поставляемых по параллельному импорту.

— Авиакомпании находятся в непростом положении. Хотя они молодцы, что смогли восстановить число перевезенных пассажиров до санкционного периода. Но финансовое качество значительно ниже, чем было, когда нас пускали в Европу, когда мы летали во все города нашей страны. Сегодня небо ЕС закрыто, 10 или 11 городов, в числе которых миллионники, закрыты для полетов.

Закрытые аэропорты, санкции — это все неоспоримые факты. Но посмотрим, насколько сильно они сказались на финансах авиакомпаний.

«Аэрофлот», который недавно попал в скандал с отменой рейсов из-за нехватки бортпроводников, завершил прошлый год успешно: вместо убытков (по РСБУ) на 40,4 млрд рублей, полученных в 2022 году, авиаперевозчик зафиксировал чистую прибыль в 50,5 млрд рублей. Конечно, расходы на содержание самолетов выросли, но выручка подскочила еще сильнее: 49,5% против 28,1%. Консолидированная отчетность по МСФО за 2023 год тоже выглядит неплохо: скорректированная прибыль в 10,3 млрд рублей сменила убыток на 41,4 млрд рублей.

2024 год начался тоже с улучшения финансовых показателей: скорректированная чистая прибыль «Аэрофлота» за I квартал составила 6,543 млрд рублей против убытка в 12,994 млрд рублей за аналогичный период 2023-го.

Авиакомпания S7 после ввода санкций только увеличила чистую прибыль. Если в 2021 году она заработала 12 млрд рублей, то в 2022-м — 34,2 млрд, а в 2023-м — 21 млрд рублей. Быть авиакомпанией тяжело, но выгодно. Главное — не попадаться надзорным органам. Например, в начале 2024 года антимонопольщики уличили S7 в продаже билетов на один и тот же рейс, в один и тот же класс, в те же самые даты по разным ценам без какого-либо обоснования.

Будет ли снижение цен на авиаперелеты?

С ростом спроса тоже есть нюанс: по данным главы Росавиации Дмитрия Ядрова, пассажиропоток по итогам 2024 года может оказаться на 7% ниже, чем в 2023-м. Авиакомпании смогут перевезти только 98,1 млн человек. Но это не значит, что самолеты становятся свободнее. Задержка с поставками новых импортозамещенных отечественных самолетов (в лучшем случае в конце 2024 года «Аэрофлот» получит самые первые МС-21) и естественное выбытие старых лайнеров приводят к сокращению авиапарка.

Становится просто не на чем летать. Такого мнения придерживается президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.

— Аномально высокий уровень загрузки пассажирских кресел указывает на дефицит провозных емкостей.

В прошлом году средний коэффициент занятости кресел достиг рекордных 87,6%, а в первые месяцы 2024 года установил новый рекорд — 87,7%. Свободных мест в самолетах нет и не предвидится.

Ожидание отечественных лайнеров затягивается на неопределенный срок: «Якутия» должна получить первые Ту-214 только к 2027 году, когда полетит SSJ-100 NEW с отечественными двигателями — неизвестно. Недавно во время воздушных испытаний на борту «летающей лаборатории» Ил-76 с этим мотором возникли непредвиденные проблемы, требующие срочной доработки.

Вместе с тем Росавиация планирует отменить ковидные льготы на аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке. Это существенная часть расходов: в прошлом году на аэронавигацию авиакомпании потратили 30,7 млрд рублей. В S7 уже предупредили, что эта мера сделает билеты еще дороже и вынудит отменить некоторые дальневосточные убыточные рейсы. Такого же мнения придерживаются и в «Уральских авиалиниях».

Увы, но порадовать читателя пока нечем: авиаперелеты будут дорожать, и недавно озвученные 9% могут показаться еще цветочками. Верно утверждалось в старой песне оленевода: «А олени лучше!»

Россиянам придется искать любые другие альтернативы авиаперевозкам.