Posted 15 июля, 14:53
Published 15 июля, 14:53
Modified 15 июля, 14:56
Updated 15 июля, 14:56
Мария Соколова
Минпромторг планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора, который в России заменяет заградительные импортные пошлины.
Слово «индексация» намекает на то, что ставки по утильсбору будут повышаться на уровень инфляции. Люди привыкли, что так индексируются пенсии и тарифы на ЖКУ. Но Минпромторг, во главе которого в мае встал бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов, пошел своим путем. К 2030 году коэффициенты по утильсбору на легковые и грузовые автомобили, а также на спецтехнику вырастут в разы!
Первое повышение утильсбора запланировано уже на 2024 год. Точные даты пока неизвестны. Базовая ставка для легковых машин составляет 20 тыс. рублей, далее она умножается на коэффициент, который зависит от типа автомобиля и объема двигателя.
Больше всего людей должен волновать утильсбор на автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л. Именно они занимают практически весь российский рынок.
До санкций вариантов было больше, но сейчас из всех представленных в РФ китайских моделей только одна имеет двигатель большего объема — это Tank 500 стоимостью от 6,36 млн рублей без учета скидок. У него мотор объемом 3 литра. Крупные двигатели в Китае не пользуются популярностью из-за особенностей местного налогообложения. Самые выгодные ставки применяются к моторам до 1,5 л, следующая ступень — 2 л. А все, что более, — это удел редких и очень дорогих машин.
Сейчас для указанной категории действует коэффициент 15,03. То есть импортеры и производители платят 300,6 тыс. рублей. Согласно новым правилам, уже в 2024 году коэффициент должен быть повышен до 27,81, а к 2030-му — до 58,62.
Это означает, что в 2024-м людям придется заплатить лишние 255,6 тыс. рублей, а к 2030 году надбавка составит 871,8 тыс. рублей!
Как вам перспектива платить государству 1 172 400 рублей сверх положенных налогов и пошлин за самый обычный автомобиль?
Заодно к такому же уровню приведут утильсбор на электромобили и гибриды.
Утильсбор задумывался как инструмент принуждения автопроизводителей заниматься локализацией производства в России. Изначально его платили только импортеры, но по требованию ВТО он был распространен и на местных автопроизводителей. А чтобы иностранных и местных производителей не ставить в равные условия, отечественные заводы получают субсидии на оплату утильсбора.
Но прикручивать машинам колеса в РФ недостаточно для получения субсидии. Необходимо иметь полноценное производство, то есть получить оценку от Минпромторга на уровне минимум 2567 баллов в 2024 году. Этим критериям соответствуют только Lada и УАЗ. Даже Haval — единственный китайский бренд с производством полного цикла — имеет только 1630 баллов.
Кстати, в 2027 году субсидии на оплату утильсбора может потерять и Lada Vesta. Требования к локализации постоянно повышаются: к 2027-му необходимо минимум 4835 баллов из 7000 возможных. Сейчас импортозамещенная «Веста» имеет примерно 4500 баллов.
Китайские машины с новым утильсбором сильно подорожают. От выплат не уклонится никто, кроме АвтоВАЗа и УАЗа. Даже если компании будут развивать производство в России, как это делает «Москвич» например, за повышением требований по локализации угнаться будет очень сложно.
А «Весту», скорее всего, так или иначе подтянут под существующие нормы, ведь именно глава АвтоВАЗа Максим Соколов больше всех требовал повышения утильсбора. И суммы близки к тем, что озвучил Минпромторг.
— Для автомобиля с двигателем от одного до двух литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 тыс. руб. до 550 тыс. руб. и далее показать перспективу его увеличения до 660 тыс. руб. в 2025 году, доведя практически до 1 млн руб. в 2029 году.
И Максим Соколов не скрывает главной цели повышения — выкинуть с рынка китайских конкурентов.
— Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал, агрессивную экспансию на российский рынок, начинают «пробивать» планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего это автомобиль Lada Vesta.
То есть в категории до 2 млн рублей у «Лады» вообще не должно остаться конкурентов. Если сейчас можно взять «Москвич 3» с вариатором 2024 года выпуска по цене 1,76 млн рублей (и это прямой конкурент «Весте» с вариатором, которая стоит 1,59-1,881 млн рублей), то уже ближайшее повышение утильсбора поднимет входную планку выше 2 млн рублей.
Это очень существенная разница для такой ценовой категории, и каждый год она будет увеличиваться, если, конечно, АвтоВАЗ не станет переписывать ценники на свои машины. Но с чего бы заводу удерживать цены, ели рынок позволит их повышать? По словам представителя АвтоВАЗа Сергея Ильинского, очередная волна повышения цен может прийти в ближайшие месяцы.
— АвтоВАЗ внимательно анализирует ситуацию с инфляцией, и, учитывая ее, мы не исключаем индексации цен в августе или сентябре текущего года на величину не выше инфляции.
Если нет нескольких миллионов рублей, то альтернативы «Ладе» и УАЗу у покупателей в России не остается. Да и тем, кто присматривается к недешевым китайцам, придется поумерить аппетиты и обратить взор на модели попроще.
Но есть одна лазейка — планируется, что утильсбор на ввоз машин для собственного пользования до 2030 года останется прежним — 3400 рублей. Чтобы не попасть на дополнительные сборы, такую машину нельзя продавать в течение года. Пригнать автомобиль можно из Европы и США, но самые привлекательные цены предлагают в Японии и Корее.
Из Японии придет машина с любимым на Дальнем Востоке правым рулем, а вот корейские максимально приближены к тем, что продавались в России. Руль левый, те же силовые агрегаты. Разве что будут отличия по комплектации. В Корее очень любят хромированную отделку, широкие подножки, ворсистые коврики и рыжие и бежевые цвета в салоне. Но полный привод там редкость.
Выгоднее всего заказывать машину в возрасте 3-5 лет: на них действуют минимальные таможенные пошлины. Например, Kia Sportage 2021 года с пробегом 30-50 тыс. км по ровным корейским дорогам в хорошем климате и с проверенным двухлитровым дизелем обойдется примерно в 30-33 млн вон за переднеприводную модификацию и 35 млн вон за редкую полноприводную. Выходит 1,9-2,24 млн рублей.
Все таможенные сборы при ввозе составят порядка 530 тыс. рублей. Остается только заплатить компании, которая займется выкупом, оформлением документов в России и доставкой машины до покупателя. Такие услуги обойдутся в 250-300 тыс. рублей (самая дорогая часть — доставка из Владивостока в Москву).
Получается, что примерно за 3 млн рублей можно стать владельцем свежего «санкционного» автомобиля с проверенной техникой и хорошей репутацией на вторичном рынке. Надо только подождать доставку. За эти деньги без учета скидок за кредит и Trade-in в РФ сейчас можно взять устаревший Geely Atlas Pro с бензиновым мотором 1,5 л и роботизированной коробкой передач.
Пока еще Минпромторг оставляет некоторые возможности для тех, кто не хочет менять автомобильные предпочтения. Но если есть необходимость купить именно новую машину здесь и сейчас, то для подавляющего большинства россиян «Лада» будет безальтернативным выбором.