Posted 12 июля, 23:09

Published 12 июля, 23:09

Modified 12 июля, 23:13

Updated 12 июля, 23:13

С нового учебного года в российских школах больше не будет учителей ОБЖ

С нового учебного года в российских школах больше не будет учителей ОБЖ

12 июля 2024, 23:09
Фото: 1MI

С нового учебного года в российских школах больше не будет учителей ОБЖ

С 1 сентября появится дисциплина «Основы безопасности и защита Родины», в рамках которой школьникам расскажут о современном общевойсковом бое, способах боевого применения бпла, элементах начальной военной подготовки. Не исключено, что к преподаванию предмета будут привлекать участников СВО.

Юлия Литвиненко

В российских школах больше не будет учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). С 1 сентября 2024 года их переименуют на «преподавателя — организатора основ безопасности и защиты Родины», а сам предмет будет называться «Основы безопасности и защита Родины», следует из текста постановления правительства.

О замене предмета ОБЖ в Минпросвещения говорили еще в июне прошлого года. По словам замдиректора департамента государственной политики ведомства Анны Тимофеевой, под новую учебную дисциплину будет разработана программа с участием представителей МЧС и Минобороны. Кроме того, будет создан новый учебник.

Дополнительно для девочек планировалось разработать программу по основам медицинской подготовки, причем так, чтобы они и сами могли бы выступать в качестве санинструкторов, рассказывая другим, как можно оказывать первую медицинскую помощь.

Предполагается, что после прохождения курса школьники будут иметь представление о современном общевойсковом бое, способах боевого применения беспилотников, элементах начальной военной подготовки и требованиях безопасности при обращении со стрелковым оружием и т. д.

В Минпросвещения утверждали, что одна из целей обновленной программы — это стимулировать школьников поступить в вузы, которые осуществляют подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, который изучался в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования. Инициаторами введения курса ОБЖ были Минобразования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

«Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина в российских вузах была введена в 1990 году. Таким образом планировалось выработать идеологию безопасности, формирования безопасного мышления и поведения.

В рамках учебной дисциплины учащиеся получали знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.

В Минпросвещения констатировали дефицит педагогов по ОБЖ и технологии, однако, считают там, эту проблему можно решить при помощи программ переподготовки. В свою очередь, министр Сергей Кравцов не исключал, что к преподаванию предмета будут привлекать участников СВО на Украине после переподготовки.

Доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности МГПУ Олег Зверев, оценивая инициативу Минпросвещения, и в частности, то, что к педагогической деятельности могут привлечь участников спецоперации, указывал, что у человека должна быть специальная подготовка для работы с детьми: «нужны навыки педагогики, детской психологии. Это очень важно».

Также он обратил внимание на материально-техническое состояние, ведь ОБЖ — во многом практика, «иначе будет неинтересно».

«В первую очередь, конечно, (нужны) хорошие средства для обучения оказанию первой помощи: манекены, разные приспособления, аптечки первой помощи», — добавил он.

По словам Кравцова, введение в школы предмета «Основы безопасности и защита Родины» будет поэтапным.

Между тем, в этом году в российских школах уже действуют другие нововведения. Например, учебную неделю начинают с исполнения государственного гимна и церемонии поднятия флага.

Кроме того, в школах проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном», на которых, уточняют чиновники, со школьниками обсуждают «вопросы, связанные с историей и культурой нашей страны, ее ролью в мировых процессах».

Ожидается также, что с 1 сентября российских школьников заставят массово собирать дроны. Проект призван обеспечить массовый доступ учащихся к новой дисциплине — разработке, производству и использованию беспилотных авиасистем. Для учеников планировалось создать большие и малые полётные зоны для испытаний БПЛА, ремонтные станции, зоны 3D-печати и не менее 12 рабочих мест в классе, оснащённых компьютерами.

Ранее «НИ» писали о том, как к этой идее отнеслись в школах.