Posted 12 июля, 00:21
Published 12 июля, 00:21
Modified 12 июля, 00:23
Updated 12 июля, 00:23
Юлия Литвиненко
Согласно российскому законодательству, информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации, рассказали ТАСС в пресс-службе Роскомнадзора.
Это, в частности, касается и персональных страниц пользователей соцсетей, но на деле такое требование, как правило, игнорируется.
Теперь же данное требование могут конкретизировать и распространить на тех пользователей соцсетей, чья ежедневная аудитория превышает 1 тыс. человек.
Им необходимо будет предоставить ведомству свои Ф. И. О. и контактную информацию для направления юридически значимых сведений.
В Роскомнадзоре подчеркнули, что это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации.
Примечательно, что российским компаниям будет запрещено распространять свою рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в РКН.
Оценивая инициативу Роскомнадзора, президент международной академии диджитал коммуникации, доцент РУДН Андрей Яблонских в эфире Радио «КП» высказал мнение, что ведомство, вероятно, хочет добиться двух целей.
Он напомнил, что в 2014 году в России был принят закон о блогерах, предписывавший им регистрацию в Роскомнадзоре. Правда, через три года, от этой идеи отказались. Сейчас, видимо, РКН намерен вернуться к подобной практике, чтобы систематизировать информацию о лидерах мнений, считает Яблонских. Он предположил, что в будущем эта информация может использоваться для какого-либо нового реестра.
Кроме того, считает эксперт, таким образом РКН пытается предугадать возможное распространение «недостоверной информации» — «чтобы сразу было на кого жаловаться».
По мнению бренд-стратега Александра Дяченко, идея РКН не так однозначна. В разговоре с «360» он напомнил о существовании закона об обязательной маркировке рекламы, который подразумевает регистрацию, подачу информации о всех лицах, связанных в рамках рекламных обязательств.
Новое требование в некотором смысле дублирует этот закон — в том, что касается маркировки рекламы: те, кто маркирует рекламу, уже и так подают данные, а те, кто на текущий момент этого не делают, скорее всего, и не будут подавать никакие данные. По мнению Дяченко, если говорить о решении проблемы теневого рынка рекламы, то такая инициатива — нецелесообразна.
Да и требование в тысячу посещений в день — странная, считает эксперт.
«Много вопросов возникает касательно того, как это будут отслеживать. То есть если у аккаунта тысяча подписчиков, это не означает, что у него тысяча заходов в день», — пояснил собеседник издания.
По мнению эксперта, планку необходимого количества посещений следовало бы увеличить — хотя бы до пяти тысяч. Все, что до, — это микро-инфлюенсеры, которые не имеют особого веса на рынке, отметил Дяченко.
Эксперт считает, что такая инициатива может распугать огромное количество новых инфлюенсеров, которые только начали выходить на рынок блогерства, тогда как на крупных игроков рынка она не возымеет никакого эффекта.
Сооснователь коммуникационного агентства Breaking trends Юлия Загитова в разговоре с «Коммерсантом» указала, что и уже имеющиеся сегодня ограничения на размещение рекламы не всегда останавливают бизнес.
«Если обычный бренд приходит за рекламой к какому-то неанонимному блогеру, то проводит эту сделку официально. Что касается анонимных каналов, то там очень часто используется криптовалюта, и отследить конкретную сделку очень сложно», — пояснила она.
Юрист Федор Кравченко полагает, что Роскомнадзор, вводя такое новшество, видит тысячи пабликов с противоправной, по оценке ведомства, информацией и старается упростить процедуру привлечения к ответственности владельцев этих сайтов и каналов.
«Роскомнадзору, по всей видимости, хотелось бы штрафовать существенно большее количество людей, и для этого ему необходима удобная база данных этих владельцев. Без регистрации Роскомнадзором, паблик не сможет размещать рекламу. Я думаю, что это позволит набить реестр сотнями тысяч различных каналов, и, наверное, среди них тоже будет, кого штрафовать. Для тех, кто не будет регистрироваться добровольно, по всей видимости, постепенно будет введена процедура поштучного отлова и штрафов», — предположил эксперт.
Телеведущая, журналистка, блогер Ксения Собчак также прокомментировала инициативу РКН, поговорив «со знающими людьми из профильных ведомств».
«В первую очередь эта инициатива направлена на деанонимизацию телеграм-каналов. Грубо говоря, когда возникают „проблемы“ — то, что с точки зрения государства незаконно — государство должно знать, кому адресовать претензии. У РКН, вероятнее всего, будет реестр, основанный на этих данных, но публичной эта информация не будет», — отметила Собчак, напомнив, правда, о том, как быстро уходят на черный рынок все «секретные» базы данных.
Кроме того, добавила журналистка, скорее всего, это попытка «взять под контроль денежные потоки от рекламы».
«Какой-то опять китайский путь, и в плохом смысле этих слов», — резюмировала она.
Зампреда комитета Госдумы России по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин полагает, что 2024 год «станет поворотным в борьбе с анонимностью в интернете». Он напомнил о разработанном законопроекте о контроле за оборотом SIM-карт, указав, что он призван деанонимизировать не только телефонные вызовы, но и практику массового создания анонимных аккаунтов на цифровых платформах, включая мессенджеры.
Что касается предложения РКН, то, по его словам, эту инициативу предлагается обсудить и проработать в том числе с отраслью.
К слову, Собчак упоминает Китай в данном контексте совсем неслучайно. Так, в октябре 2023 года Newsweek писал, что китайские социальные медиа-платформы — в частности, Weibo, WeChat, Douyin, Bilibili — потребовали от популярных блогеров с более чем 500 тыс. подписчиков указывать свои настоящие имена.
Это требование всполошило владельцев и менее крупных блогов. Некоторые из них опасаются, что это может коснуться и их.
Хотя гендиректор Weibo Ван Гаофэй заверил пользователей, что политика не будет распространяться на тех, у кого меньше 500 тыс. подписчиков, тем не менее в 2022 году Weibo начал отображать IP-адреса в профилях отдельных «неблагонадежных» пользователей.
В свою очередь, известные китайские инфлюенсеры начали попросту закрывать свои аккаунты или удалять большое количество подписчиков, чтобы не раскрывать свою личность.
А некоторые китайские эксперты попытались оправдать этот шаг, заявив, что теперь у влиятельных лиц больше «социальной ответственности».