Posted 9 июля, 07:40
Published 9 июля, 07:40
Modified 9 июля, 07:42
Updated 9 июля, 07:42
Ирина Ли
Сначала в центре скандала оказалась выпускница медицинского колледжа в Тамбове Дарья Петрунина. Она пожаловалась на непрофессионализм и пренебрежительное отношение со стороны преподавателей, отсутствие внимания к студентам. «Поступала в областной медколледж, а окончила шарагу», — заявила выпускница.
Следом за ней теми же словами — «разочаровалась в профессии» — обрисовала итог своего обучения Алина — выпускница Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий. На выпускном она во всеуслышанье пожаловалась на странные методы преподавания, когда девочкам приходилось таскать по 24 кг арматуры.
Когда Алина зачитывала свои «благодарности» преподавателям за «возможность на практике поработать арматурщицей», зал аплодировал.
«Возможно, наша группа является исключением, и только нам так повезло за четыре года. Я с гордостью могу сказать, что я полностью разочаровалась в своей профессии», — успела сказать Алина до того, как микрофон отключили.
Обе девушки — выпускницы, а значит, они проучились до диплома в условиях, которые их совершенно не устраивали.
Почему о проблемах не было так широко заявлено тогда, когда девочку впервые заставили «тащить 24-килограммовую арматуру»? Может быть, потому, что дети сами редко выбирают себе будущую профессию? Сервис для поиска работы и сотрудников «Работа.ру» и аналитики направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory ранее публиковал результаты опроса, согласно которому не менее 15% россиян выбрали специальность под давлением родителей.
Педагог, кандидат филологических наук Анна Дмитрова в беседе с «Новыми Известиями» отметила, что произошедшее высвечивает проблему, которая действительно имеет место, и она не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Эксперт выделила три момента, на которые следует обратить внимание, разбирая эту ситуацию.
Первое: проблема реальна.
«Эта тенденция наблюдается не только в сфере среднего специального образования (СПО). Тут речь не о том, что студенты стали свободнее себя чувствовать, научились выражать свое мнение. Очевидно, есть проблемы с самой системой образования, и с тем, как преподаются предметы, как устроены процессы в вузах и колледжах. Эта история точно подсвечивает наличие проблем. И на них уже нельзя закрывать глаза», — уверена Анна Дмитрова.
Второе: переизбыток выбора.
«Можно говорить об осознанности студентов. Сегодня им доступен достаточно большой рынок образовательных услуг. Особенно когда речь идет о платном образовании, они понимают, за что они платят, и они не готовы уже получать образование низкого качества и уровня, особенно за деньги. И бесплатного обучения это тоже касается. Они не хотят тратить свое время на то, что недостаточно хорошо для них».
Третье: «нужна корочка».
«Многие годы существовал стереотип (и он уверенно укоренился в обществе) об обязательном получении образования. Людей распределяли не по принципу „чем ты хотел бы заниматься“ или „в чем у тебя талант“, а по принципу „просто получи образование“. Однако теперь многие дети, заканчивая школу, берут год на „передышку“, как это происходит во многих странах мира, и потом только поступают уже осознанно в вуз».
Из этой осознанности и прагматизма нынешней молодежи вытекает еще одна тенденция, указывает эксперт:
«Мы получаем потребительское отношение студентов к образованию. Есть термин — „образовательная услуга“. И именно таким образование видится молодым людям. Они представляют себе это так: я куплю курс и автоматически получу знания. В то же время у них абсолютно нет желания включаться в этот процесс, становиться его частью. Процесс получается односторонний, а должен быть двусторонним. Если нет движения с одной стороны, движение с другой стороны будет бессмысленным».
Мы получили целое поколение, для которого образование — это товар. Речь даже не о «купленных дипломах», а о совершенно законном способе его получения. Соответственно, если услуга не удовлетворяет студентов, они берут жалобную книгу.
«Тут к вопросу ещё о том, что если ты умеешь учиться, то ты умеешь учиться в любой ситуации. В этом случае у тебя в принципе не возникает ощущение, что кто-то виноват. Что этот виноватый тебе что-то не додал. И тем, кто жалуется, я бы пожелала научиться учиться в тех условиях, которые даны. Не было никогда и не будет „идеальных условий“ для учёбы, образования, жизни вообще в целом. Всегда нужно уметь вычленить для себя здравое зерно. Это тоже навык, который потом во многом способствует тому, чтобы тебе было проще и веселее жить».