Posted 9 июля, 06:07
Published 9 июля, 06:07
Modified 9 июля, 06:09
Updated 9 июля, 06:09
Мария Соколова
Больше всего сумятицы и неразберихи с рейсами «Аэрофлота» возникло в субботу, 6 июля, 2024 года: тогда крупнейшая авиакомпания России перенесла вылет 25 рейсов. По официальной информации, задержка произошла из-за того, что самолёты не успевали вовремя вернуться в Шереметьево после прошедшего в пятницу урагана.
Чтобы ликвидировать задержки с вылетом, авиакомпания пошла на решительный шаг: в 7 июля семь рейсов в Казань, Махачкалу, Пермь, Самару, Оренбург, Мурманск и Волгоград и вовсе были отменены. Логично: нет рейсов — нет проблем с задержками.
Но есть несколько удивительных моментов. Может быть, это просто ошибка пресс-службы, но в двух сообщениях подряд указывается, что волна задержек в выходные дни началась из-за непогоды в ночь с пятницы на субботу. Действительно, по Московской области прошёлся ураган, но уже в 20:30 пятницы аэропорт «Шереметьево» работал в штатном режиме.
Отменять и объединять рейсы «Аэрофлот» начал еще накануне урагана. В пятницу были объединены в один два рейса из Москвы в Самару и два рейса из Москвы в Калининград. Вместо 4 небольших самолёта в тот день вылетело 2 широкофюзеляжных борта.
Более того, отменялись вылеты не только из Москвы. 6 июля пассажиры из Новосибирска получили уведомление об отмене рейса SU1463 в Москву, который должен был состояться уже на следующий день 7 июля. Хороший сюрприз… В случае отмены рейсов «Аэрофлот» обычно в качестве компенсации начисляет бонусные мили. Но что с ними делать тем, кто летает не часто? Люди могли потерять билеты на следующий рейс, если совершали пересадку в Москве и далее летели другой авиакомпанией, могли опоздать на работу, важную встречу… Проблем из-за отмены рейса может быть масса.
Конечно, бывают форс-мажорные ситуации. В Казани 5 июля аэропортовый тягач столкнулся с самолётом «Аэрофлота», который должен был вылететь в Анталью. Пассажирам пришлось ждать прибытия запасного самолёта. Соответственно задержка пошла по всей цепочке: этот самолёт должен был далее из Антальи лететь в Екатеринбург, потом в Красноярск, и снова в Екатеринбург.
От блуждающих по аэродрому тягачей никто не застрахован, но не исключено, что в «Аэрофлоте» есть более серьёзные системные проблемы. Ранее профильный Telegram-канал «Авиаторщина» приводил статистику, которая показывала задержку сотен рейсов из Шереметьево (базовый аэропорт для «Аэрофлота») и публиковал запрос сотрудника авиакомпании на предоставление дополнительных бортпроводников. Авторы канала указали, что задержки рейсов произошли из-за нехватки бортпроводников: они вынуждены перерабатывать и работать без выходных. Единственная возможность отдохнуть — взять больничный или уволиться, чем многие и воспользовались.
Реакция «Аэрофлота» не заставила себя ждать: авиакомпания выступила с опровержением информации о количестве задержанных рейсов и дефиците бортпроводников. Однако подтвердила, что в пиковые часы интенсивного движения некоторые рейсы объединялись. Но зачем их объединять, если рейсы регулярные и стоят в расписании не первый день? Так или иначе, но московская транспортная прокуратура проверяет задержки и обеспеченность бортпроводниками.
Возможно, это был просто вброс недостоверной информации с целью очернить репутацию «Аэрофлота». Но судебная практика последних нескольких лет показывает, что никакой анонимности в Telegram нет, и за клевету можно получить от 2,5 до 7,5 лет колонии. Нужно быть очень смелым, чтобы делать такие вбросы, не имея никаких доказательств происходящего.
А спустя несколько дней появилась информация о том, что почти всё руководство службы бортпроводников (директор департамента и два зама) написало заявления об увольнении с 19 июля.
На дефицит бортпроводников жалуются и в Шереметьевском профсоюзе, объясняя ситуацию тем, что число рейсов увеличили, а вот бортпроводников решили просто заставить больше летать под угрозой назначения на неудобные рейсы, но не увеличивать штат.
После такой шумихи проблему с нехваткой бортпроводников, может быть и решат. Но есть ещё одна проблема, которую так просто не устранить — нехватка новых самолётов. В середине июня 2024 года глава «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил об отказе перевозчика закупать отечественные Ту-214 из-за срывов сроков поставок пяти самолётов, которые должны были поступить в 2024 году. Предпочтение отдали МС-21, которые должны появиться не раньше 4 квартала 2025 года.
По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова новые МС-21, может быть, будут готовы только в 2026 году. К тому же «Аэрофлот» требовал модернизировать Ту-214 под современную схему с 2 членами экипажа вместо 3 (два пилота и бортинженер). Но самолётов Ту-214 пришлось бы ждать ещё дольше. А авиакомпания «Якутия» рассчитывает их увидеть только в 2027 году.
По данным главы Росавиации Дмитрия Ядрова, ежегодно из всего авиапарка страны выбывает 10-15 самолётов. Темпы выбытия обычные, но и заменить их сейчас нечем. А это означает, что в случае непредвиденной ситуации подменного самолёта поблизости может не оказаться.
Чтобы остановить сокращение авиапарка, нужно дождаться, когда отечественная промышленность освоит серийное производство самолётов. По прогнозам на обозримую перспективу, темпы выбытия будут превышать темпы строительства новых самолётов. В 2025 году в лучшем случае будет построено 8 самолётов МС-21, которые должен получить «Аэрофлот».
Нет никаких гарантий того, что в будущем крупнейший авиаперевозчик страны избавиться от задержек и отмены рейсов. Набор дополнительных бортпроводников — это расходы, а значит придется или поумерить аппетиты по получению прибыли, или сделать и без того дорогие билеты еще дороже. У каждого варианта найдутся противники. Минтранс еще и нехваткой пилотов был обеспокоен.
Все больше вопросов к тому, кто и на чем в России будет летать. Выполнять все рейсы строго по расписанию можно будет только если сотрудникам не давать отдыха, а самолеты не ремонтировать.