Николай Владимиров
За такое лишение праздника волеизъявления (а для кого-то — за экономию времени в выходной день) москвичи должны поблагодарить городскую избирательную комиссию (МГИК), которая в четверг на своем заседании утвердила новый порядок голосования на выборах в столице. При одном высказавшемся против реформы члене комиссии (Николай Геращенко от КПРФ) решение было принято, и вскоре мы увидим его воплощение в жизнь — на выборах в Мосгордуму 8 сентября 2024 года.
По сути, этот вопрос был решен еще 19 июня, когда зампред Центризбиркома РФ Николай Булаев на заседании комиссии предложил рассмотреть просьбу МГИК полностью отказаться от бумажных бюллетеней на выборах в Мосгордуму в этом году, и ЦИК большинством голосов поддержал эту инициативу. Так что сегодняшнее решение МГИК не стало громом среди ясного неба.
По версии ЦИК, смысл реформы прост — нужно заботиться о сохранении лесного фонда страны, поэтому бумажное голосование на избирательных участках сводится к минимуму. Конечно, граждане, которые по каким-то причинам (естественно, надуманным) не доверяют свой выбор системе Дистанционного электронного голосования (ДЭГ), могут дойти до избирательного участка. Но чтобы получить там в руки бумажный бюллетень и бросить его в урну для голосования в закрытой кабинке, нужно озаботиться этим заранее.
В случае с предстоящими выборами в Мосгордуму, как подсчитал политтехнолог Петр Милосердов, для этого следует за 45 дней до голосования (с 21 июля) написать соответствующее заявление на сайте правительства Москвы (mos.ru) либо за 30 дней (с 6 августа) подать такую просьбу в территориальную избирательную комиссию, либо в день волеизъявления сделать это на участке, сославшись на экстренные обстоятельства.
Однако, по словам эксперта, если пытаться получить бумажный бюллетень в день голосования, то члены комиссии сначала предложат москвичу сделать свой выбор с помощью Терминала электронного голосования (ТЭГ), и только в случае технического сбоя в нем выдадут заветную бумагу. В связи с этим эксперт советует не тянуть до последнего дня и заранее написать заявление на сайте столичного правительства.
Причины такого решения для тех, кто следит за политической жизнью в стране, вполне понятны, и оно в меньшей степени связано с желанием членов МГИК сохранить природу.
Еще в начале года в авторитетных Telegram-каналах публиковались утечки из московской мэрии, которые так и не были опровергнуты, о намерении столичного руководства провести в этом году не такую избирательную кампанию, как в прошлый раз — в 2019 году. Обстоятельство, заставившее власти отказаться на этот раз от «игр в демократию», разумеется, — СВО. Если раньше провластные кандидаты в депутаты шли как самовыдвиженцы (как и сам Сергей Собянин на предыдущих выборах мэра Москвы), то теперь было решено завести их в столичную Думу VIII созыва как представителей партии «Единая Россия» (так же поступил годом ранее при своем переизбрании и нынешний градоначальник).
Очевидно, это нужно было для того, чтобы продемонстрировать единство федеральной и московской политических элит в сложное военное время, поскольку самовыдвиженцы как бы сами по себе и не встроены в вертикаль власти. Хотя на практике, конечно, это было не так, и провластные депутаты-самовыдвиженцы в Мосгордуме без проблем перешли во фракцию «Единой России». Соответственно, в этом году столичное отделение партии власти проводило праймериз, на которых были выбраны кандидаты в депутаты.
Но не только в этом заключается ужесточение условий для потенциальных кандидатов. Если верить упоминавшимся выше утечкам, в мэрии решили создать систему глубоко эшелонированной обороны на подступах к Мосгордуме нового созыва, чтобы не только иноагенты не проникли в святая святых столичной демократии (а такие предложения выдвигались известными носителями этого статуса), но и просто кандидаты, которые могут не вполне восторженно относиться к СВО. С иноагентами справилась Госдума, законодательно запретившая им баллотироваться.
Для остальных — несистемщиков, яблочников и прочих несогласованных активистов были выстроены несколько рубежей обороны.
Первая линия — выдвижение в Мосгордуму максимального количества лояльных и проверенных кандидатов от «ЕР», способных в идеале победить в 40 из 45 округов. Оставшиеся пять округов (по квотным договоренностям с другими парламентскими партиями) отдаются системной оппозиции. Сразу же были названы имена этих счастливчиков, например, внука лидера КПРФ Геннадия Зюганова Леонида по 20-му одномандатному округу, который становился столичным депутатом уже два срока подряд.
Эти люди, хотя и будут делегированы формально оппозиционными партиями, тоже надежные и проверенные и явно не станут устраивать в зале заседаний какие-то антивоенные акции. Возможно, в новый состав городского парламента даже допустят одного представителя партии «Яблоко», старожила в Мосгордуме Евгения Бунимовича. Поскольку от него тоже не ожидают каких-то несогласованных выступлений на опасные темы.
Вторая линия обороны — отсев случайных кандидатов при проверке сбора подписей избирателей, а также всяких формальных условий проведения партийных собраний для делегирования представителей в МГД. В частности, Минюст забраковал конференцию партии «Гражданская инициатива» по выдвижению кандидатов на выборы в Мосгордуму, не сочтя ее правомочной для выдвижения кандидатов в депутаты. В связи с различными нарушениями также были «слиты» еще два политических объединения — «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина и Партия возрождения России.
Многие активисты, понимая, что через такое сито самостоятельно пройти невозможно, сами отказались от участия в выборах. Например, так поступил сооснователь движения «Общество. Будущее», националист Роман Юнеман. Он известен тем, что на прошлых выборах в Мосгордуму оказался на втором месте при довольно сомнительных обстоятельствах — в голосовании бумажными бюллетенями он победил в своем округе, а по «электронным» голосам проиграл.
Скептики в отношении ДЭГ тогда приводили в пример случай Юнемана как доказательство возможных фальсификаций на выборах путем вмешательства в систему электронного голосования. Сам Юнеман пытался через суды признать итоги выборов в своем округе недействительными, но в этом не преуспел.
Третья линия обороны — подключение к «работе» с нежелательными кандидатами силового ресурса. Так, например, в конце мая Минюст признал иноагентом политика и журналистку Марину Литвинович*, которая ранее заявила о своем намерении идти на выборы в Мосгордуму. Ранее в этом же месяце следователи пришли с обыском в квартиру к бывшему помощнику экс-депутата Госдумы Валерия Рашкина — Николаю Степанову (как говорят, у него были хорошие шансы на выборах). Кстати, самого Рашкина (в прошлом очень популярного в Москве лидера столичного отделения КПРФ) президиум ЦК Компартии снял с партийного учета в столице и лишил должности. И эксперты это событие также объясняли предстоящими выборами в Мосгордуму.
А буквально накануне был арестован на 10 суток кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ Дмитрий Сараев за пост в Telegram 5-летней давности.
Ну и, наконец, четвертая линия обороны — это как раз Дистанционное электронное голосование. Напомним, что эксперимент с использованием ДЭГ был проведен властями города еще на прошлых выборах в столичный парламент в нескольких округах. Чуть ранее с идеей проведения электронного голосования выступил тогдашний главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов*, что, несомненно, сказалось на его репутации в либеральном сообществе после подведения итогов выборов.
Если говорить коротко, то провластными кандидатами было получено заметно больше «виртуальных» голосов, чем бумажных. Кроме того, «виртуальная» явка оказалась выше «бумажной». Система на выборах работала нестабильно, ее приходилось несколько раз останавливать и перегружать. 7 сентября 2022 года программист Евгений Федин обнаружил в коде системы электронного голосования скрипт, позволявший вносить в него любые изменения.
Есть мнение, что использование ДЭГ позволяет существенно поднять явку избирателей, что немаловажно для власти с точки зрения ее легитимности. Все-таки власть, выбранная 20% избирателей и, скажем, 70%, — чувствует себя по-разному. Кроме того, говорят, что региональные власти ставят перед собой на выборах такой критерий, как соответствие явки и голосов «за» местного плебисцита и голосования за президента РФ. Больше набирать по обеим статьям не рекомендуется, но и сильно меньше тоже. Сторонники ДЭГ, лояльно относящиеся к власти, объясняют такой его эффект его инкорпорированностью в систему местных интернет-сервисов, которые позволяют вовлечь большее число избирателей в процесс голосования. Понятно, как оценивают такие успехи ДЭГ противники его использования.
Кроме того, не исключен риск контролируемого голосования. Кто ходил на выборы в Москве на протяжении последнего десятка лет, наверное, обратил внимание, что людей старшего возраста на них значительно больше (иногда в разы), чем среднего и молодежи. Старики самые активные — у них нет работы, обязанностей по уходу за детьми и т. д. И они — самые компьютерно малограмотные, что, думается, не надо объяснять. Можно представить, как привыкшие «ножками ходить» на выборы пенсионеры по привычке приходят в сентябре на избирательный участок, а им предлагают нажать на виртуальную кнопку на экране терминала. «На какую кнопку, милок? — Да вот на эту, бабуль!» Ну, вы все сами понимаете.
Немаловажным фактором для голосования является система материального стимулирования участия в выборах. В той же столице уже на нескольких выборах гражданам, участвующим в электронном голосовании, после волеизъявления дается денежный суррогат, который они могут обменять на реальные городские услуги — покупки в магазинах, оплата проезда на муниципальном транспорте и т. п. Говорят, что в этом году на выборах виртуальный эквивалент 5 тыс. рублей будет максимально приближен к получению реальных денег.
Наверное, отдельной статьи заслуживает тема разрушительного воздействия ДЭГ на сферу политтехнологических услуг, естественным образом формировавшуюся, начиная с провозглашения независимости Российской Федерации.
И это не только пресловутые «карусели», «вбросы», «однофамильцы», сливы в СМИ компромата на кандидатов, в том числе искусственно созданного за деньги их оппонентов, раздача водки и муки и т. п. Это и формирование позитивных программ и образов кандидатов, организация встреч с избирателями и получения от них наказов, система контроля на избирательных участках с помощью наблюдателей, сопровождение регистрационных процедур и судебных процессов. В 1990–2000-е годы работа политтехнологов считалась общественно значимой и денежной, в эту сферу стремились попасть выпускники отделений политологии философских факультетов престижных российских вузов.
В 2010-е годы и далее поле для маневра политтехнологов на выборах все более сужалось, сокращались и их доходы. Теперь же с доминированием ДЭГ судьба этих некогда влиятельных людей становится совсем уже незавидной. Так, по свидетельству Петра Милосердова, на столичных выборах политтехнологи работают в штабах при префектурах. Их ежемесячный заработок составляет 150-200 тыс. руб., что сопоставимо с доходами самых успешных курьеров или кассиров супермаркетов в Москве.
«Собственно, и уровень технологов в массе своей не сильно выше велокурьеров. Причем, чем выше позиция технолога, чем дальше он от „земли“, тем меньше у него талантов», — говорит эксперт. По его словам, за годы совещаний в префектурах такие эксперты разучились делать даже то, что когда-то умели. И понятно, что они не проявляют какой-то активности по оживлению работы кандидатов с избирателями, например, по организации их встреч во дворах, что когда-то было нормой.
Но даже оставшиеся немногочисленные таланты таких политтехнологов вскоре окажутся невостребованными — как минимум в столице после принятия сегодняшнего решения МГИК по отказу от «бумажного производства» депутатов. Ведь вовлечение в выборы через систему муниципальных или региональных интернет-сервисов оставляет за бортом такие привычные схемы зарабатывания на выборах, как создание мерчей и агитационной продукции, выпуск печатных изданий, календарей, заказ уличной рекламы и в СМИ и т. д. И это окончательно подкосит некогда могучую профессию, на смену которой рано или поздно придет искусственный интеллект. Как, собственно, и для многих других умирающих профессий.
Возможно, конечно, на смену наблюдателям за ходом голосования на избирательных участках придут айтишники с тем же статусом, изучающие коды и скрипты. Но не на нынешних выборах в Мосгордуму точно.
* признан в России иностранным агентом.