7 июля в России отмечают праздник Ивана Купала — веселый, таинственный, мрачный

4 июля, 16:45
Христианская церковь так и не сумела «приручить» древнейший языческий праздник Ивана Купалы.

Иван Зубов

Один из самых странных христианских праздников Иванов день, или Иван Купала отмечается в России 7 июля. На самом же деле праздник был приурочен к «макушке лета» — летнему солнцестоянию, которое происходит в третьей декаде июня. По старому стилю на Руси его отмечали два дня — 23 и 24 июня.

Праздник солнца и воды

Изначально это был сугубо языческий праздник с массовыми гуляниями и исполнением разного рода обрядов, посвященных Солнцу и божествам, его олицетворявшим. Так, в дохристианской Руси считалось, что главный бог славянского пантеона Перун в этот день сбивается с пути, но тут к нему на помощь приходит богиня Заря, умывает его росой и ведет дальше по небу. Таким образом бог солнца сочетался браком с Зарей, а одним из свадебных обрядов было — купание солнца в водах. Оттуда и появилось название «купальский праздник».

В языческом обществе этот праздник был во многом сродни Рождеству, которое тоже, как известно, совпадает с солнцестоянием, только с зимним. Это время считается особым, «поворотным», а потому в эти дни возможны любые чудеса.

Так, на Ивана Купалу принято совершать ритуальное омовение, однако время и способы его разнятся от места к месту. Одни предпочитают окунаться еще ночью, кто-то — с первыми лучами солнца, а иные и вовсе умываются священной «купальской росой». Кроме того, обряд омовения часто сопровождается и гаданием, которое непременно должно происходить либо рядом с водой, либо над ее поверхностью.

С приходом христианства, вошедшая в силу церковь решила приручить этот древний праздник, сделать его своим. К тому же, ровно, как и в Рождество, когда по легенде родился Иисус Христос, на Ивана Купалу родился Иоанн Креститель. Очень удачно совпало, поскольку этот персонаж евангельской истории крестил, как известно, водой…

Правда, не все пошло у церкви гладко: крещеные святой водой свои языческие обряды забывать не торопились, а потому власти вынуждены были прибегнуть к суровым репрессиям, что очень достоверно показано в киношедевре Андрея Тарковского «Андрей Рублев». «Это ночь, когда каждый должен любить. Любовь — это грех?», — пытается соблазнить главного героя фильма одна из героинь эпизода Марфа. Увы, уже вскоре ночных купальщиков, занятых отправлением отнюдь не христианского обряда, жестоко разгонит средневековая «полиция нравов».

Впрочем, жестокостью суеверия победить невозможно, а потому Иван Купала и по сей день остается языческим праздником воды и солнца, и мало кто за стенами христианских храмов вспоминает о том, какому святому он посвящен.

Почитают-то в этот день не святых — а одно из главных событий года. Так, вместо рождения Иоанны Предтечи тайно праздновали, к примеру, проводы русалок. Народное поверье утверждает, что по весне они оживают и залезают на деревья, зато после прихода Ивана Купалы снова погружаются в свои водоемы, чтобы оставаться там до следующей весны и не пугать мирного обывателя.

Разрыв-трава и другие волшебства

Не только вода символизирует Ивана Купалу. До сих пор очень живо поверье, что именно в эту ночь расцветает папоротник, зовущийся еще перуновым цветом. Если найти его, то можно легко приворожить девичье сердце. Поэтому этот праздник называли на Руси «любовным». Хотя существует и другая, более приземленная версия: за цветущим папоротником скрыт в земле клад.

Папоротником дело не ограничивается, этот день прозвали еще и «Травником», поскольку считается, что и другие растения приобретают с его приходом целительные свойства. Каждую травинку Иван Купала наполнял особой силой. Отсюда и поверья о том, что только в этот день открываются человеку некие, доселе скрывавшиеся, чудодейственные растения, способные и лечить, и губить, и привораживать, и избавлять….

К примеру, разрыв-трава, способная сломать все замки, открыть все двери. Правда, обнаружить ее можно только случайно, если в эту священную ночь сломать об нее косу. В общем, песня «Про зайцев» из «Бриллиантовой руки» — тоже, в некотором смысле, про Ивана Купалу…

Зайцы зайцами, а праздник этот все-таки летний, теплый, а потому принято на него жечь костры, петь, плясать, водить хороводы, купаться, обливать друг друга водой — веселиться от души по мере возможности.

У художников на Ивану Купалу все плохо

Этот день описан и в литературных произведениях, показан в фильмах. Но вот в них ничего праздничного при всем желании найти не получится.

К примеру, Гоголь полностью посвятил ему одну из своих повестей — «Вечер накануне Ивана Купала», в которой рассказана история сделки, заключенной главным героем Петрусем с нечистой силой с тем, чтобы приворожить полюбившуюся ему девушку. Увы, веселый праздник обернулся жуткой трагедией.

Об Иване Купале написал два стихотворения Есенин. Одно в стиле мрачноватой обрядовой песни:

За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни…

Да и второе тоже трудно назвать веселым:

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли…

В кино же, кроме удачной экранизации гоголевского «Вечера накануне Ивана Купала» режиссером Юрием Ильенко, вышедшей еще в 1968 году и включенной список 100 лучших фильмов в истории украинского кино, полностью посвящен этому празднику еще и американо-шведский хоррор режиссера Ари Астера «Солнцестояние». Там повествуется о молодой компании, которая отправилась в Швецию, чтобы принять участие в языческом обряде в эту «праздничную ночь». Стоит ли говорить, что она обернулась для них кошмаром…

#В мире #Общество #Гоголь #Кино #Праздничные мероприятия #История #Русская литература #Ужасы #Литература #Игорь Зотов #Аналитика #Христианство #Язычество #Праздники #Россия #Украина #Швеция #Про-кино #Празднование #Тарковский #Праздник
Подпишитесь