Оксана Самойленко
Райли уже не та «добрая и милая» девочка, которая запомнилась зрителям по первой части. Она вступает в пору зрелости. Первый крик на маму ни за что ни про что: «Да что ты прицепилась, оставь меня в покое хоть на секунду». Первые сомнения в своих силах: «Я никчемная, я просто отвратительная, мне вообще никуда нельзя выходить из дома, тем более на сборы».
Родители стараются поддержать взрослеющую дочь и «не делать трагедию» из ее истерик — первый лайфхак от сценаристов мультфильма для всех, у кого есть дети-подростки. Таких еще будет несколько на протяжении всего мультфильма. Советуем посмотреть.
В продолжении мультфильма Райли исполняется 13 лет. Вместе с подругами детства она отправляется на хоккейные сборы. Но вот незадача — девочка узнает, что со следующего года они уже не будут вместе ни в одной школе, ни в одной хоккейной команде. Перед Райли встает непростой выбор: сохранить дружбу или найти на сборах новых клевых друзей.
Девочке предстоит адаптироваться в новом коллективе и справиться с новыми сложными эмоциями, которые ранее она не испытывала: Тревожностью, Завистью, Стыдом и Хандрой. Они быстро заместили детские эмоции в голове Райли. Панель управления достается новой эмоции — Тревожности.
Режиссер мультфильма Келси Манн отмечал, что задачей сценаристов было как раз показать, каково это ребенку справиться с этой эмоцией в самый непростой для него период в жизни — в переходном возрасте. Ключевой вопрос — останется ли место для Радости в жизни ребенка, или ей теперь суждено слыть лишь воспоминанием о беззаботном детстве?
Поклонники первой части мультфильма, вышедшей на экраны девять лет назад, критикуют продолжение, прежде всего, за отсутствие оригинального сюжета. Сценаристы прошли по протоптанной дорожке, и не стали придумывать какие-либо новые приемы и сюжетные ходы. Эмоции также оказываются за пределами пульта управления, тоже пытаются вернуться обратно в головной офис, им также помогают герои из глубинных воспоминаний девочки.
Вопросы у критиков возникли и к самим героям из этих воспоминаний. Слишком уж заточенными на американскую аудиторию оказались эти персонажи.
Например, второстепенный персонаж Блуфи — главный герой из любимого детского шоу Райли. «Так и хочется спросить, что это за дичь», — пишут зрители.
Блуфи — пародия на американских анимационных персонажей Гуфи, Блуи и Блю, но российскому зрителю, кроме первого, пожалуй, эти герои не знакомы. В результате появление этого героя, как и последующих Ланса Сабли и Бананчика, становится неоправданным, бессмысленным и непонятным. И к тому же не смешным.
Бананчик и вовсе герой второсортного мультфильма для годовалых детей. Зачем он в «Головоломке» — не понятно. Сценаристам нужно было продумывать тщательнее второстепенных персонажей, чтобы они были понятны широкой аудитории. Сейчас же их истории — это мультфильм в мультфильме, причем не очень удачный.
Сам сценарий, мягко говоря, «на троечку». Посудите сами. В первой части Райли настолько сильно переживала переезд и переход в новую школу, что даже решилась на серьезный шаг — побег из дома. Во второй же части, когда девочка узнает, что ее лучшие подруги со следующего года переводятся в новую школу и будут играть за новую команду, это как будто бы и вовсе не волнует ребенка. Единственные ее переживания строятся вокруг того, что написано в злосчастном блокноте тренера.
По сути, девочке нет дела до того, увидит ли она в принципе своих лучших друзей в будущем, сохранят ли они отношения. Мы не видим в мультфильме ни Страха от этих перемен, ни Гнева на подруг. Хотя именно эти эмоции и должны были роиться в голове Райли. Вместо этого, все ее мысли направлены на одно — будет ли играть девочка в хоккей или нет. Странно, не находите? И это основа сюжета.
Альфред Хичкок говорил, что для хорошего фильма нужны три вещи: «сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Сценарий «Головоломки» весьма посредственный, хотя забавные моменты, каламбуры и даже некое паясничество в мультфильме все же встречаются.
Как уже отмечалось выше, в мультфильме есть несколько подсказок, как родителям ребенка-подростка выстраивать с ним коммуникацию, как поддержать в самый сложный для него период. И одна из таких подсказок, за которую стоит отметить достоинства этой картины — совет о том, что одна эмоция не должна формировать нашу личность.
Вспомните, как в начале мультфильма Радость пытается оставить для Райли только самые хорошие воспоминания, а плохие отправить в глубины подсознания. Именно ее действия «из добрых побуждений» и привели ко всей этой ситуации. Тревожность, кстати, делает то же самое.
Мы прекрасно видим это на примере того, как Радость снова пытается завладеть пультом управления. Смена убеждения Райли с «я никуда не гожусь» на «я хороший человек» не приводит к результату, ведь преобладание только одной эмоции не сможет сделать личность гармоничной. Каждый человек одновременно и хороший, и плохой, и сильный, и слабый. Лишь при осознании всех граней своей личности возникает гармония с самим собой и понимание истинных целей.
Идея «Головоломки» изначально не была оригинальной. Те, кто смотрел фильм «Осмосис Джонс» 2001 года Бобби и Питера Фаррелли, или помнит сериал «Голова Германа» начала 90-х от Энди Гердата и Стива Крейнберга, увидят сходство сюжетов про очеловечивание эмоций. Но вышедшая в 2015 году «Головоломка» сделала революцию в мультипликации. Это была такая искренняя и такая трогательная история о переживаниях взрослеющей девочки. Мультфильм не зря признали «Лучшим анимационным фильмом» на вручении премии Оскар в 2016 году.
Вторая же часть не получилась такой же проникновенной, как первая, хотя в конце мультфильма сценаристы все же пробивают зрителей на скупую слезу. Это просто повтор всего того, что мы уже ранее выдели. Пусть и с изменениями. Пусть и с весьма удачными шутками и неожиданными поворотами. Но за ними не замаскируешь отсутствие креатива и топорность сюжета, написанного строго по правилам сценарного мастерства.
Справедливости ради стоит напомнить, что в самой студии делали большую ставку на этот мультфильм. Дело в том, что за два десятилетия создания анимационных кинокартин находить новые оригинальные идеи становится все сложнее. Сценаристы, казалось бы, уже обо всем рассказали, все показали, везде побывали.
После провала последних мультфильмов «Я краснею» (2022 год) и «Лука» (2021 год) в студии решили сконцентрировать внимание на съемках продолжений ранее выстреливших мультфильмов, и от успеха новой «Головоломки» зависело бы, станет ли Pixar и дальше вкладываться в съемки сиквелов. Видимо, станет.