Posted 2 июля, 02:59
Published 2 июля, 02:59
Modified 2 июля, 03:04
Updated 2 июля, 03:04
Юлия Литвиненко
Депутаты Госдумы намерены рассмотреть в первом чтении законопроект об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ) в октябре. Об этом «РИА Новости» рассказала первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.
В случае принятия, закон может вступить в силу уже с 1 января 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до вступления в силу этого закона, будут действительны четыре года после сдачи и могут быть приняты высшими учебными заведениями в качестве вступительных испытаний при приеме на программы бакалавриата и специалитета.
Напомним, что законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов в прошлом месяце внесли депутаты ряда фракций. Об инициативе тогда сообщил председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Свой пост в соцсетях депутат сопроводил подписью: «Хватит терпеть издевательства над детьми-школьниками и их семьями: отменить ЕГЭ!»
Согласно пояснительной записке к проекту закона, реформа образования, которая началась с введением ЕГЭ, «не приносит ожидаемых результатов, которые должны были бы также выражаться в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования». Кроме того, указывали авторы инициативы, содержание Единого госэкзамена «оторвано от школьного курса».
«По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только „проставлять галочки в клеточках“», — посетовали авторы инициативы.
Основной этап сдачи ЕГЭ начался 23 мая и завершился накануне.
Позицию депутатов разделяет проректор по организации учебного процесса Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Юлия Малевич. По ее словам, пишет «Коммерсант», старшеклассники в основном готовятся к сдаче экзамена как такового.
«По сути, их натаскивают на получение максимальных баллов, необходимых для поступления. И сами школьники нацелены, в первую очередь, на эффективное решение экзаменационных алгоритмов и задач», — сказала она.
Однако, указала Малевич, чаще всего это происходит в ущерб получению глубоких фундаментальных знаний — ведь ЕГЭ — это тест, а не классический экзамен. Таким образом, школьников не учат мыслить креативно и грамотно излагать свои мысли в устной форме.
Несколько иначе такую инициативу рассматривают в академической среде. Там считают, что ЕГЭ дает возможность выпускникам из разных регионов поступать в университеты на равных условиях.
Декан факультета довузовского образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Николай Пшеничный полагает, что идея отменить ЕГЭ — неоптимальная и нереализуемая прямо сейчас. Он считает, что сегодня отсутствует «реалистичная и справедливая» замена ЕГЭ.
Кроме того, это может значительно усложнить процесс поступления. Это неудобство как для вузов, так и для абитуриентов, отметил Пшеничный.
В свою очередь, Рособрнадзор в конце июня направил авторам законопроекта в Госдуму письмо, чтобы парламентарии высказали «конструктивные или предметные замечания» по форме экзамена,
О том, что отмена ЕГЭ требует «серьезного обсуждения», говорил также премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, Единый государственный экзамен позволяет выпускникам из регионов поступать в ведущие вузы страны.