Елена Петрова, Татьяна Свиридова
На Черном море — туристический бум. Очередь на Крымском мосту каждый день достигает 1000 машин. Билеты на поезда раскуплены до августа.
— Мы ещё в прошлом году превзошли результаты 2019 года. Сейчас опережаем доковидные времена уже на 10%. Если повезёт с погодой, всё будет прекрасно. Этот сезон лучше 2023 года и лучше 2019 года. Мы превзошли доковидные показатели, несмотря на изменения на выезде, на зарубежных рынках. Внутренний туризм устойчиво растёт все последние три года. Мы слегка потеряли из-за ковида, а сейчас устойчиво идём очень хорошо, — не нарадуется генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Дошло до того, что россияне начали отказываться от Крыма и Кавказа — не потому, что они опасаются украинских дронов, а потому что не хотят провести пару дней в раскаленной машине на подъезде к Крыму, а поезда забиты. Вторая причина отказов — дороговизна. Цены на гостиницы и на полуострове, и на черноморских курортах Кавказа кусаются.
Что мешает согражданам хорошо отдохнуть у моря?
В этом летнем туристическом сезоне россиянам, которые решили отправиться к морю, придется кардинально пересмотреть свои потребительские привычки. Обычно соотечественники решение, куда им поехать отдохнуть, принимают за 20-25 дней, говорят специалисты туриндустрии. Если граждане действительно собрались в Крым или на Кавказ в августе, билеты нужно заказывать прямо сейчас. Потому что на июль мест в поездах нет, ни в купе, и в платцкартном вагоне.
Смотрим билеты в Симферополь с учредителем группы туристических компаний «Лапси» в Крыму Еленой Баженовой:
— В июле на «Гранд Сервис Экспресс» до Симферополя билетов уже нет. Смотрим с 30 июля по 10 августа. Москва-Евпатория, купе 12 337 рублей в один конец, на двух туда и обратно — 50 тысяч. Время в пути 39 часов 20 минут. Люди рассказывают, что любят ездить в поездах. Я ни с кем не спорю. До Краснодарского края люди быстрее добираются. Если от всего абстрагироваться, Крым всегда был очень дорогим. Намного дороже.
Билетов нет ни до Керчи, ни до Евпатории, ни до Севастополя. В турагентствах говорят: чтобы удовлетворить спрос в этом году, нужно количество вагонов увеличить в 2-3 раза.
— Нужно умножить минимум на 2, если не на 3. Но я понимаю, что их не пустят, сама пропускная способность железной дороги это не позволит. Дорога перегружена. Этот вопрос поднимался и два года назад, и три года назад, — говорит Елена Баженова.
С тех пор ничего не изменилось.
Не только в Крыму туристический бум. На курортах Черноморского побережья Кавказа показатели по туристам превышены. Например, в Анапе, на 20% к июню 2023 года. Но авиасообщения нет и там — ни в Анапе, ни даже в Краснодаре. Остаются те же два варианта — поезд или машина.
— Билеты раскупаются моментально, их не хватает, особенно, на быстрых поездах. Сначала выбираются быстрые купе, потом быстрые плацкарты, потом медленные купе и за ними медленные плацкарты. Разница во времени из Москвы до Сочи от 24 часов до 40. Понятно, что люди предпочитают провести в поезде хотя бы 24 часа, а не 40. Это проблема, но в этом году она не решится, — констатирует Сергей Ромашкин.
Турагенства отмечают, что при такой дороговизне и дефиците мест в поездах люди пересаживаются на свои машины. Добраться отдыхающие смогут, однако сколько времени они проведут в раскаленной железной коробке на подъезде к Крымскому мосту не знает никто.
Всю последнюю неделю счет ожидающих идет на сотни. Рекорд недели — очередь в тысячу автомобилей. Власти предупреждают, что ждать придется долго, в лучшем случае, три-четыре часа, но и это неточно. Настроение у страждущих моря, солнца и холодного пива или кваса соответствующее. Особенно людей раздражает, что если объявляют воздушную тревогу, а ты стоишь на досмотре, тебя автоматом посылают в конец очереди.
Wladimir Tschiridnik пишет: «Почему тех, кто прошёл досмотр, и кого при сигнале воздушной тревоги отправляют в конец очереди, не пустить на мост без очереди, а не заставлять стоять ещё пару часов?»
Чтобы не стоять из-за участившихся тревог, многие выбирают железную дорогу, рассказывает эксперт по транспорту Олег Абелев, и здесь их ждет засада из-за санкций — в Крым РЖД не ездит:
— Существует режим планового обслуживания и планового ремонта составов, и та часть составов, которые использует РЖД в качестве резервных, и локомотивы, и вагоны, она используется только под брендом РЖД на территориях, кроме Крыма. В Крым ездит аффилированная с РЖД компания под брендом Гранд Экспресс, у которой локомотивный парк и парк составов ограничен по сравнению с РЖД. Если бы РЖД под своим брендом и своим парком локомотивов и составов ездили бы в Крым, наверное, была бы возможность увеличить пропускную способность.
Крымский мост, который в эти дни отмечает 5 лет со дня открытия сообщения, транспортного потока не выдерживает. Речь идет не только о военных грузах, но и о снабжении полуострова. В ближайшие годы лучше не станет, предупреждает эксперт:
— Из-за ограниченной пропускной способности Крымского моста ничего тут не сделаешь. Строить третий путь невозможно, для этого необходимо строительство ещё одной секции моста с опорами, тратить огромные деньги. В качестве альтернативы назывались паромные переправы, когда можно было бы довести ж/д ветку до порта «Кавказ» и потом паромами перевозить товарные составы паромами через Керченский пролив, а в порту на крымской территории пускать на рельсы. Это более разумный вариант. А пассажирские перевозки оставить на мосту.
Рассказы властей об автомобильной дороге по новым территориям так и останутся мечтами — никогда автомобильный транспорт не сможет заменить железную дорогу.
Этот туристический сезон радует всех, кто работает в отрасли. Те, кто собирался ехать в Анапу, Сочи или Симферополь, уже оплатили гостиницы и санатории.
— Я думаю, что июль по Анапе будет плюс 15% — 20%, по Сочи — плюс 7%-8%. По августу пока сказать сложно, ещё время не пришло. Время августа наступит в середине июля.Положительная динамика сохранится. Спрос очень хороший, — говорит Сергей Ромашкин.
Эйфория большая. Уже сейчас гостиницы по Черноморскому побережью заполнены на 85-90%, а через 2 недели загрузка достигнет 100%. В Крыму в июне в среднем этот показатель достигал 80%, что для первого месяца лета очень хороший результат. Еще хорошая новость: владельцы гостиниц учатся на прошлогодних ошибках, говорит Елена Баженова:
— К примеру, один из санаториев в прошлом году очень плохо продавался. В этом году они сделали нормальные цены, и у них очень хороший спрос.
— Что значит нормальные цены?
— Они снизили цену. 9 684 рубля стоимость номера в июле на двоих в стандартном номере. Санаторий официально не сертифицирован, но он между 3 и 4. А там выше цена намного. Или, к примеру, другой санаторий — это очень хорошая 4. Двухместный номер, стандартный в сутки 18 405 на двух. На десять дней — 184 тысячи, туда входит проживание и завтраки. Если брать номер и трёхразовое питание, то в сутки это будет стоить 21 500, то есть, 215 тысяч на двоих на полном пансионе на 10 дней.
В Сочи отдых в отеле «три звезды» на трех человек на те же 10 дней с дорогой обойдутся в 190 тысяч — без еды и развлечений.
— 10 тысяч в сутки, 100 тысяч за 10 дней будет стоить отель. И билеты по 30 тысяч на человека — ещё 90 тысяч, то есть, дорога и проживание 190 тысяч. Ну, и деньги на еду, развлечения. Это средний уровень, есть более бюджетный уровень, например, в частном секторе или отеле 2 звезды. В 2 звёздах можно пожить тысяч за 6 в сутки на семью. Но перелёт всё равно придётся оплатить. Кстати, железнодорожные билеты не существенно дешевле, — приводит расклад на черноморские курорты Кавказа Сергей Ромашкин.
Турецкие курорты предлагают отдохнуть неделю вдвоем в 5-звездочном отеле в Аланье по системе «все включено» за 159 тысяч рублей, включая перелет. Там и пляжи свои, отельные, и не отравишься, и море чистое, и цены не выше. Но нашего туриста тянет к своему, родному. Сначала 40 часов на поезде, потом на переполненный пляж, где до ротавирусов недалеко. Про опасности в виде дронов просто умолчим. Поэтому пляжный сезон побьет в этом году рекорды.