С 1 июля ЦБ ограничил выдачу автокредитов

Автомобиль снова роскошь: кого с 1 июля лишили автокредитов

1 июля, 16:47
Вслед за льготной ипотекой с 1 июля по инициативе ЦБ существенно ограничены автокредиты. Разбираемся, как теперь покупать машины, если на руках нет сразу всей суммы наличными.

Мария Соколова

ЦБ продолжает бороться с растущей инфляцией, всё сильнее ограничивая покупательную способность населения. Общедоступная льготная ипотека с господдержкой закончилась — теперь очередь дошла до автокредитов. С 1 июля 2024 года их стало намного сложнее получить.

Что изменилось в автокредитах с 1 июля и сколько они теперь стоят

С сегодняшнего дня ЦБ ввёл дополнительные надбавки для клиентов с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). К таким относятся люди, которые тратят на выплаты банкам более 50% своих доходов. То есть банкам становится просто невыгодно выдавать кредиты клиентам с высоким ПДН: придётся или повышать ставки, или просто отказывать в выдаче.

Причём размер дохода и количество свободных денег в рублях никакой роли не играют. Человек с доходом в 50 тыс. рублей и живущий впроголодь после выплат по кредиту на оставшиеся 25 тыс. рублей, и успешный айтишник или топ-менеджер с зарплатой в 500 тыс. рублей и ипотекой в ЖК бизнес-класса, спокойно живущий на оставшиеся 250 тыс. рублей, будут в равных условиях.

Автокредиты с 1 июля стали дороже и менее доступными
carspotting.ru

Банки таким клиентам могут автоматически отказывать в выдаче кредита без рассмотрения деталей, считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

— Для них в скоринговой программе (системе оценки заемщика) банки установят «стоп» даже на начальной стадии рассмотрения заявки как для злостных неплательщиков»

Также в РОАД ожидают, что ставки по автокредитам для всех остальных заёмщиков повысятся на 1-2 п. п. и составят 19-24% для новых автомобилей и 22-27% для подержанных.

Сколько автомобилей в России покупают в кредит

По оценке ВТБ, в 2024 году доля машин, купленных в кредит, вырастет на 8 п. п. и достигнет рекордных 24%. Но это срез по всему рынку. Доля новых автомобилей, купленных в кредит, в прошлом году составляла 50%, а в этом году может достигнуть 70%. Доля кредитов в структуре некоторых моделей — ещё выше. Об этом рассказал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов:

— Сегодня рынок устроен так, что 70% автомобилей продается именно с использованием механизма автокредитования. А если мы говорим о высокостоимостных моделях, например, как Vesta, то даже все 85%.

Учтите, что часть машин покупают различные компании и таксопарки в лизинг. Вот и выходит, что сейчас новые машины за наличные почти никто не берёт. Новый автомобиль стал синонимом для кредитного автомобиля.

Кредиты стали неотъемлемой частью покупки машины
corelsite.ru

Какие кредитные программы сейчас действуют для покупки авто

Просто зайти в салон и купить машину в кредит по рыночным ставкам — это или безумие, или острая потребность в новой надёжной машине, которая не будет донимать постоянным ремонтом.

Так, например, «АвтоВАЗ» предлагает взять Lada Granta в комплектации Classic за 911 тыс. рублей. Если 50% (455,5 тыс. рублей) внести сразу, а вторую половину растянуть на 5 лет по ставке в 21,4% годовых, то ежемесячный платёж составит 13654 рубля. Переплата выйдет 363,74 тыс. рублей, а вся машина обойдется в итоге в 1,275 млн рублей.

Обычные автокредиты ведут к большим переплатам
lada.ru

Кто же покупает машины на таких условиях? Как ни странно, тоже почти никто. Китайские автопроизводители — лидеры рынка — предлагают свои кредитные программы на куда более выгодных условиях. Они сами оплачивают банкам проценты.

Lada, Haval и Chery — стабильная тройка лидеров отечественного авторынка
Автостат

Haval (за 5 месяцев в России продано 66240 машин — популярнее только Lada) предлагает сразу 3 кредитных программы: с остаточным платежом, с оформлением полиса КАСКО и базовая с первоначальным взносом от 10%. Первая программа при начальном взносе от 40% и сроке кредитования до 1 года предлагают фактически рассрочку: ставка всего лишь 0,01%. В худшем случае ставка составит 16,4%. По второй программе ставки составят 9,9-16,9%. И только базовая программа предлагает ставки в 19,5%.

У занимающей третье место в рейтинге по продажам Chery (реализовано 57780 автомобилей) тоже есть свои программы. Также есть возможность взять машину в рассрочку по ставке 0,01%, в случае малого первоначального взноса и длительного срока кредитования максимальная ставка может достигать 15,5–22,9% в зависимости от банка.

Автопроизводители предлагают собственные кредитные программы с широким диапазоном ставок
haval.ru
Автопроизводители предлагают собственные кредитные программы с широким диапазоном ставок
Chery

Какие машины покупают сейчас в России и будут покупать по новым ставкам

Продажи новых автомобилей за 5 месяцев 2024 года выросли на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не просто так. Сейчас у людей есть возможность купить новую машину в кредит по ставкам, не сильно отличающимся от инфляции. Точнее были. Проблемы возникли не только с ограничениями ЦБ на выдачу займов клиентам с высокой ПДН, но и с льготными автокредитами.

Под программу льготного автокредитования (государство оплачивает до 20% от стоимости машины, но не более 625 тыс. рублей) попадали почти все модели Lada. Они должны быть не дороже 2 млн рублей. По словам Максима Соколова, у банков в конце июня просто закончились деньги от государства на финансирование льготных автокредитов.

Теперь нет ни льготных автокредитов, ни каких-либо других для людей с высоким ПДН. Да и свои программы китайские производители, вероятно, пересмотрят. Обслуживание рассрочки и других программ для них станет дороже.

Новые условия бьют в первую очередь по покупателям относительно доступных по нынешним меркам автомобилей. В начале года в ТОП-10 продаж входили дорогущие LiXiang с нежнейшей кожей в салоне, мягчайшей пневмоподвеской, мощными электромоторами и кучей электроники внутри. Теперь спрос переходит в сторону более доступных моделей.

Весной 2024 года дорогие и престижные модели LiXiang в топе продаж уступили место более доступным автомобилям
автосалон-химки.москва

В мае 2024 года средневзвешенная цена нового автомобиля опустилась ниже 3 млн рублей и составила 2,878 млн рублей. Это при том, что машины сами по себе только дорожают. В России стали меньше покупать эксклюзивных премиум-марок, и больше народных.

Так что если у вас есть машина на ходу и другие кредиты — берегите и обслуживайте её. Возможно, на ней придётся ещё долго ездить.

#Российские авто #Доходы #Ипотека #ЦБ #Китайские авто #Китайские автомобили #Банки #Аналитика #Автомобиль #Автокредиты #Максим Соколов #Мария Соколова #Автопроизводители #Купить авто #Россия #Авто #Кредит #Авторынок #Набиуллина Эльвира #Подержанные авто #Эльвира Набиуллина #Автомобили #Кредиты
Подпишитесь