Игорь Злобин
С наступлением летнего сезона перед российскими олигархами, как и перед «простыми гражданами», во весь рост встает вопрос: где, с кем и как отдохнуть? А сделать это в связи с санкциями даже им стало сложнее. В том числе и потому, что некоторые из них лишились такого предмета первой необходимости, как яхта.
Самым прозорливым удалось спрятать свои суда в портах «дружественных стран», другим не так повезло, и их яхты уже или ушли с молотка, либо вот-вот уйдут.
Но и здесь тоже есть хорошие новости. Как, к примеру, у уральского миллиардера, «трубного короля» Дмитрия Пумпянского и его жены, которых в начале этой недели суд ЕС исключил из санкционных списков.
Интересно, что еще год назад в постановлении европейского суда в отношении Пумпянского уже было сказано, что он не играл значимой роли в решении российских властей начать СВО в Украине. По всей видимости, чем дальше от даты введения санкций, тем легче их будут снимать российским олигархам, тем более, что они вводятся специальным решением на конкретное время.
А ведь почти два года назад, в августе 2022 года, «Новые Известия» сообщили о первом своего рода прецеденте: суперъяхта Axioma, которую связывали тогда с Пумпянским, была продана на аукционе в Гибралтаре. Это стало первой продажей конфискованного в связи с санкциями имущества российских бизнесменов.
Наше издание сообщало тогда, что на этой яхте располагаются шесть роскошных гостевых каютами, бассейн, 3D-кинотеатр, тренажерный зал, джакузи и полностью оборудованный спа-центром. Оценивалась тогда Axioma примерно в 75 млн. долларов, но продали ее власти Гибралтара, где она была арестована, всего за 35 млн долларов…
Видимо мало кто хотел связываться с конфискованным имуществом, и, как теперь выяснилось, не зря. Скорее всего, Пумпянский сможет вернуть себе Axioma, если она действительно принадлежала ему, и уж тогда отдохнуть с полным правом.
Между тем, власти островного государства Антигуа и Барбуда в Карибском море никак не могут продать суперяхту Alfa Nero, которая, по данным сетевого издания Luxury Launches, принадлежала миллиардерам — отцу и сыну — Андреям Гурьевым, владельцам химического гиганта «ФосАгро».
Олигархи регулярно подают иски в суды, оспаривая ее арест, тогда как только один месяц стоянки судна в порту стоит этой стране 100 тыс. долларов, что составляет четверть ее военного бюджета!
Сама же Alfa Nero длинной 81 метр стоит еще дороже Axioma — примерно 120 млн долларов, причем, разумеется, никто такую цену за нее давать и не собирался. К примеру, первый аукцион по ее продаже выиграл бывший топ-менеджер компании Google миллиардер Эрик Шмидт, который готов был заплатить «всего» 67,7 млн долларов, и даже внес аванс. Но так и не дождался окончания судов и свою заявку снял.
Следом на владение Alfa Nero претендовал американский строительный магнат, миллиардер Уоррен Халле, который давал за нее уже чуть меньше Шмидта — 66 млн долларов, но и он тоже не дотерпел, зато в отместку подал в суд на власти Антигуа. Они же, в свою очередь, утверждают, что нашелся еще один, теперь уже секретный покупатель, с которым ведутся переговоры, а его имя станет известным, когда будет заключена сделка. А это вовсе не факт.
И еще одна яхта необычной судьбы, владение которой приписывают украинскому политику, бывшему депутату Верховной Рады и лидеру оппозиционного движения «Украинский выбор», а также и куму Путина Виктору Медведчуку.
Он был обвинен украинскими властями в лоббировании интересов России, задержан весной 2022 года, а осенью того же года передан российской стороне в обмен на бойцов полка «Азов» * (организация признана в России террористической).
Следом Верховная Рада лишила его украинского гражданства и мандата депутата.
Считается, что он владеет 92-метровой яхтой Royal Romance, входящей в пятерку самых больших в мире. Она находилась в порту хорватского города Риека, и была арестована властями все в том же 2022 году, вместе с еще несколькими судами, принадлежавшими российским чиновником и олигархам.
Оценивается Royal Romance в 200 млн. долларов, а ее особой гордостью считается бассейн 4 на 12 метров, расположенный на главной палубе, который заканчивается водопадом со светодиодной подсветкой. При необходимости, его можно опустошить всего за три минуты. Ежегодное обслуживание, ремонт и расходы на горючее такой яхты составляют от 15 до 20 миллионов долларов.
Как сообщало наше издание, хорватский суд постановил продать арестованную яхту на аукционе, а вырученные деньги передать украинскому Агентству по поиску и менеджменту активов (АРМА), но затем суд города Сплит на основании запроса о международно-правовой помощи решил, что судно должна продать сама АРМА, и передал права этому агентству. Ожидалось тогда, что яхта станет первым примером продажи арестованного за рубежом имущества в пользу Украины.
Но тут возникла новая коллизия. Дело в том, что как пишет хорватское издание 24SATA, российский бизнесмен Алексей Инкин заявил о том, что эта яхта принадлежит ему, и даже по данным журналистов, его адвокаты подали по этому поводу иск на 35 миллионов евро против Хорватии, угрожая, в том числе, и международным арбитражем.
Тогда в Хорватии была создана правительственная комиссия, которая, в конце концов, установила: яхта Royal Romance все-таки принадлежит Виктору Медведчуку, и теперь хорваты могут наказать Инкина. Как видим, и тут развернулась настоящая юридическая война.
Любопытно, что в апреле этого года в соседней с Хорватией Черногории был опубликован список из 363 яхт, зарегистрированных в этой стране. Из них 110 — то есть почти треть — принадлежат россиянам. Черногория после начала СВО тоже присоединилась к западным антироссийским санкциям, заморозив активы россиян и российских компаний. Но при этом, Конституция страны запрещает передавать замороженные активы другим странам, так что российские яхты там находятся в относительной безопасности. Пока.
* — Признана в России террористической организацией.