Posted 26 июня, 09:49
Published 26 июня, 09:49
Modified 26 июня, 10:26
Updated 26 июня, 10:26
Олег Суворов
На бумаге европейские союзники по НАТО располагают общим числом в 1,9 миллиона военнослужащих, что кажется достаточным для противостояния России. Однако на практике странам НАТО будет сложно мобилизовать даже более 300 тысяч военных, пишет Financial Times со ссылкой на аналитиков.
Призыв такого количества людей потребует несколько месяцев, так как в европейских странах остро не хватает военных. Особенно сложная ситуация наблюдается в Германии. Великобритания регулярно не выполняет план по призыву в ВС, и в 2023 году Лондон потерял четыре тысячи военных. В Италии численность вооруженных сил за 10 лет сократилась с 200 тысяч до 160,9 тысяч.
После начала российской спецоперации на Украине европейские страны начали срочно наращивать военные расходы и пытаться укрепить оборону. Теперь им приходится буквально обратить вспять сокращение своих армий, произошедшее за последнее десятилетие. Но их усилия столкнулись с огромной проблемой: нехваткой рекрутов, желающих присоединиться к их вооруженным силам.
Несмотря на новые инвестиции и недавние усилия по набору, Германия недавно сообщила о небольшом сокращении численности своих войск. Министерство обороны страны заявило, что в 2023 году армия, Бундесвер, сократилась примерно на 1500 военнослужащих, и к концу года ее общая численность составит около 181 500 человек. План Бундесвера заключается в увеличении численности войск до 203 000 к 2031 году.
Великобритания также сталкивается с трудностями в поиске новобранцев. Министерство обороны страны заявило, что в прошлом году из вооруженных сил ушло на 5800 человек больше, чем присоединилось. По данным The UK Defense Journal, армия не достигает своих целей по набору кадров каждый год, начиная с 2010 года.
«Проблема является общей для всех европейских стран, включая Францию, Италию и Испанию. Я не думаю, что есть одна страна, которая была бы избавлена от этого», — сказал изданию Euronews профессор политологии Уорикского университета в Великобритании Винченцо Бове.
Эксперт отмечает, что служба в армии стала такой же работой, как и любая другая, и вооруженные силы конкурируют с частным сектором за рекрутов, но они находятся в невыгодном положении.
«Из-за проблем в военном секторе, качества жизни, переездов, международных командировок, неопределенности и возможности умереть, вам нужно платить очень высокие зарплаты, чтобы убедить людей подать заявление и вступить в вооруженные силы. Учитывая, что это не так, молодые европейцы скорее согласятся на работу в гражданском секторе», — сказал Бове.
Также среди молодежи также существует проблема «со здоровьем и физической подготовкой». В США больше людей в возрастной группе от 17 до 24 лет, которые в основном непригодны для занятий спортом, а ожирение является большой проблемой. Если эта тенденция сохранится, к 2035–2040 годам в армии будет некого рекрутировать.
Европейские армии находятся в «режиме паники», сказал Бове. Испания, Франция и Португалия, уже рассматривают возможность для иммигрантов присоединиться к армии и получить гражданство после нескольких лет службы в вооруженных силах.
«Это, вероятно, лучший путь», — сказал Бове.
Другие аналитики полагают, что проблема так и останется неразрешимой. Доктор Софи Антробус, научный сотрудник Института авиации и космонавтики Фримена при Королевском колледже Лондона, отметила, что решение процесса комплектования европейских армий будет включать в себя такие вещи, как «сделать службы более привлекательными, немного повысить оплату, безусловно, улучшить уровень жизни — но это просто недостаточно важно в политической повестке дня по сравнению со стоимостью жизни».
С 2022 года общая стоимость оборудования и материалов, поставленных на Украину странами ЕС, составила около 22 млрд евро, и, согласно информации, предоставленной национальными органами, крупнейшими донорами стали Германия с 6,6 млрд евро, Дания с 4,4 млрд евро, Швеция с 3,9 млрд евро, Польша с 3,5 млрд евро, Нидерланды с 2,8 млрд евро и Франция с 2,6 млрд евро.
Европейские члены НАТО также играют заметную роль: Норвегия вложила около 2,7 млрд евро в оборудование и материалы, а Великобритания потратила на эти цели около 5,5 млрд евро и дополнительно обучила 35 000 украинских солдат. Только Турция не сообщает об объеме своей помощи. В целом, ЕС и европейские члены НАТО отвечают за почти половину военной помощи Украине. Остальное предоставляют США, которые поставили поставки на сумму около 47,8 млрд евро.
НАТО предоставляет лишь небольшой объем нелетальной помощи, такой как продовольственные пайки и медицинские комплекты.
Как указывала аналитиком по вопросам европейской безопасности Польского института международных отношений Александра Козиол, потенциал западного реагирования на кризис был исчерпан, расходящиеся интересы некоторых стран ЕС стали очевидными.
«Политика Венгрии оказалась серьезной проблемой, что привело к блокировке выплат EPF, который частично возмещает государствам-членам их расходы на оборудование и материалы для Украины», — написала эксперт.
На переговоры также повлияла позиция таких государств, как Германия и Франция, которые хотели изменить условия возмещения.
Европейская оборонно-промышленная стратегия предусматривает увеличение инвестиций для значительного увеличения производственных мощностей, законодательство и бюджет по ее реализации все еще отсутствуют. Поэтому в ближайшем будущем Украина продолжит сталкиваться с нехваткой техники и боеприпасов, констатирует аналитик.