Posted 20 июня, 08:28
Published 20 июня, 08:28
Modified 25 июня, 17:58
Updated 25 июня, 17:58
Николай Владимиров
Поездки Владимира Путина за рубеж после его последнего вступления в должность — в Китай, Белоруссию и Узбекистан — были вполне знаковыми и хорошо «прочитывались».
Так, КНР во многом замещает потерянный РФ импорт из стран Запада, в том числе в таких важнейших сферах торговли, как автомобильная, микроэлектронная, текстильная и т. д. Китай поставляет РФ почти весь спектр потенциально необходимого ей импорта: от зубной пасты, чая, кофе и орехов до промышленного оборудования, телевизоров, холодильников, стиральных машин, компьютерных техники и программ, смартфонов, видеотелефонии, узлов мобильной связи, тракторов, большегрузов, автобусов, легковушек обычных и электрических…
Сложно вспомнить, что из производимого в Китае не продается на российском рынке, — разве что пассажирские авиалайнеры. Кроме того, за счет продажи в Поднебесную энергоносителей и другого сырья Россия обеспечивает постоянный приток в страну иностранной валюты. А после последних санкций США рубль вообще оказался привязан к юаню для определения его курса к ведущим мировым валютам. Естественно, есть между странами и серьезное военно-техническое сотрудничество, но его не афишируют.
Значение Китая для РФ в нынешнем ее положении, под жесткими санкциями Запада, трудно переоценить. Поэтому первый визит Путина и был в Китай — к главному стратегическому союзнику. Визит в Белоруссию также хорошо «читался». Эта страна входит в Союзное государство, на ее территории размещено ядерное оружие РФ. С территории Белоруссии российские войска зимой 2022 года вошли на Украину…
Белоруссия для Кремля, несомненно, это форпост на западе. Кроме того, Белоруссия также позволяет РФ замещать импорт из европейских стран в автомобильном сегменте, по сельхозтехнике, в пищевой продукции и т. д.
Но главная ценность Белоруссии для РФ на нынешнем этапе — военная. Большая группировка белорусских войск на границе с Украиной вынуждает последнюю держать со своей стороны пограничного рубежа значительные военные резервы, хотя они Киеву сейчас очень бы пригодились где-нибудь в ДНР или Харьковской области.
Кроме того, по сообщениям западных СМИ, Белоруссия передала РФ огромное количество вооружений и боеприпасов со своих складов для СВО. Ну и, наконец, РФ в прошлом году разместила на территории Белоруссии нестратегические ядерные силы. В эти дни как раз проходит второй этап учений связанных с этим видом вооружений подразделений, чему и был посвящен (формально) госвизит в Минск Владимира Путина.
Узбекистан — несколько другая история. Это тоже союзник, между президентами двух стран сложились очень доверительные отношения. Настолько, что в праздновании дня рождения Владимира Путина в прошлом году в Подмосковье участвовал и президент Шавкат Мирзиёев. Причем хозяин торжества сам сел за руль и отвез узбекского президента на застолье.
Ценность Узбекистана в том, что это страна с самым большим населением из всех среднеазиатских государств родом из СССР. В России работает огромное количество гастарбайтеров из этой страны, многие уже натурализовались. Второй по распространенности язык в республике — русский.
Узбекистан поддерживает нормальные отношения, в то числе и торговые, и со странами ЕС и США (является нейтральным государством, вышел из ОДКБ при предыдущем президенте). В отличие от Белоруссии, из Узбекистана в РФ, как утверждают западные СМИ, поступают не только «серый импорт», но и товары двойного назначения, очень необходимые сейчас отечественной военной промышленности.
Кроме того, Узбекистан — стабильный рынок сбыта газа для России (недавно открылся прямой трубопровод, в котором очень нуждался Ташкент). С чем у Кремля после потери европейского рынка из-за СВО большие проблемы. И это все при очень хорошем отношении населения Узбекистана к России, которое во многом гарантирует долгосрочные дружественные связи между государствами.
Одним словом, Узбекистан — это своего рода форпост России в Средней Азии, кстати, с 3-й по мощи армией в СНГ. Его возможности позволяют стране минимизировать опасные для Москвы тенденции в регионе — от наркотрафика и террористической и экстремистской активности из Афганистана до возможных беспорядков в соседних странах, в том числе с риском для жизней русскоязычных жителей этих государств (хотя Узбекистан и не входит в ОДКБ).
То есть Узбекистан — стратегический союзник России в Средней Азии. И это не фигура речи — 15 сентября 2022 года президенты Путин и Мирзиёев подписали декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами. Поэтому выбор Узбекистана для госвизита Путина после инаугурации вполне понятен.
Так почему Владимир Путин свой следующий государственный визит совершил в КНДР, а не, скажем, в Казахстан, к еще одному союзнику в Средней Азии, который, по слухам, также помогает РФ обходить санкционные запреты?
Все очень просто. Северная Корея — это фантастически огромный склад вооружений и боеприпасов, в том числе советского образца, подходящих для российской армии. В докладе Лондонского международного института стратегических исследований за 2023 год сообщалось, что на вооружении у КНДР стоит не менее 21,6 тыс. артсистем с огромным запасом 122-мм и 152-мм снарядов (российские калибры).
Согласно рейтингу Global Firepower 2022, Северная Корея по количеству реактивных систем залпового огня находится на пятом месте в мире. Ракеты для РСЗО, как и разнокалиберные минометные снаряды, последователи товарища Ким Ир Сена производят сами, и их очень много.
Если верить западным СМИ, северные корейцы стали снабжать ВС РФ оружием и боеприпасами уже давно, а после сентября 2023 года поставки серьезно возросли. Дело в том, что в начале осени прошлого года состоялся государственный визит в РФ корейского вождя Ким Чен Ына. Ему предшествовали поездка в Пхеньян тогдашнего министра обороны РФ Сергея Шойгу и последовавший за ней рейд товарища Кима на оборонные заводы, занимающиеся производством боеприпасов.
Еще тогда министр объединения Южной Кореи Ким Юн Хо заявил, что Россия и КНДР, похоже, заключают «какую-то военную сделку». Южная Корея и Япония тогда высказались в том духе, что покупка оружия у КНДР нарушает санкции ООН. А глава украинской военной разведки Кирилл Буданов* заявил, что РФ уже полтора месяца получает от КНДР снаряды и ракеты.
Встреча Путина и Ким Чен Ына в прошлом году прошла на космодроме «Восточный», что, по мнению западных СМИ, намекало на характер оплаты корейских вооружений. КНДР очень нужны были космические технологии, и Россия не скрывала, что готова ей их предоставить (впоследствии иноСМИ именно такому сотрудничеству приписали успешный пуск первого северокорейского спутника-шпиона, который США назвали «наглым нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН»).
Кроме того, на Западе ожидали получение доступа Пхеньяна к российским технологиям производства ракет и подводных лодок, сообщал The Economist. Смысл такого «пожертвования» Россией своих важнейших технологий, по мнению западных СМИ, состоял в том, чтобы улучшить северокорейские системы доставки ядерных боеприпасов до целей их применения. А эти цели, как известно, находятся в Южной Корее и Японии, где размещены американские войска, и в самих США.
После встречи Путина и Ким Чен Ына в России товары военного назначения потекли из КНДР в РФ полноводной рекой, сообщали западные СМИ. Утверждалось, что только за помощь в запуске спутника-шпиона КНДР передала РФ более миллиона артиллерийских снарядов.
В конце февраля этого года издание Bloomberg сообщало, что Северная Корея ускорила темпы поставок оружия России и, по оценкам южнокорейских военных, отправила в РФ около 6700 контейнеров, способных вместить порядка 3 млн снарядов калибра 152 мм. А уже в марте издание Sky News сообщило со ссылкой на южнокорейского министра обороны, что КНДР отправила в РФ 7000 контейнеров с боеприпасами и другим военным оборудованием.
Для примера — по сообщениям тех же западных СМИ, Россия в прошлом году самостоятельно произвела 2 млн соответствующих боеприпасов, а ЕС пообещал Украине доставку одного миллиона снарядов в год (реально страна получила к обещанному сроку только 600 тыс.).
По самым скромным оценкам, за счет северокорейской помощи России хватит боеприпасов для СВО еще минимум на два года. Хотя она сама также наращивает их производство.
Как заявил изданию Bild глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, Северная Корея — гораздо более эффективный партнер для РФ по поставке артиллерийских снарядов, чем Запад для его страны.
В западных СМИ почему-то сильно мнение, что эти вооружения и боеприпасы — плохого качества. А украинские издания поначалу даже иронизировали по поводу применения против ВСУ корейских боеприпасов, потому что те, по их мнению, будут взрываться в стволах российских гаубиц, «Градов» и минометов либо вообще не сработают из-за старости.
Иронизировали до тех пор, пока не познакомились с ними лично. Так, военнослужащий сводного отряда «Львов» Госпогранслужбы Украины Максим Несмеянов рассказал в телеинтервью, что полученные РФ северокорейские снаряды очень тихие. По его словам, полет советских снарядов слышен гораздо лучше. Если в лесу ветер, северокорейский снаряд вообще невозможно услышать, утверждает украинский военный.
Баллистические ракеты, производимые северокорейцами, для театра военных действий на Украине даже лучше подходят, чем российские, утверждает американский «Институт изучения войны». Они лучше крылатых ракет обходят украинскую ПВО и их сложнее сбить.
Причем, мнение о «допотопности» северокорейских вооружений, мягко говоря, не соответствует реальности даже с точки зрения применяемых в них компонентов. Так, британский Центр исследования оружия в конфликтах (Conflict Armament Research, CAR), изучив остатки баллистической ракеты, найденной в начале года в Харьковской области, утверждают, что в ней было более 290 компонентов, поставленных 26 иностранными компаниями — из США, Германии, Японии, Нидерландов, Швейцарии и т. д. Причем на США приходится 75 процентов этих деталей. По мнению британцев, Северная Корея получает эти компоненты в обход санкций ООН.
Ответ на вопрос, как такое возможно в случае с совершенно изолированной страной, находится в результатах недавнего расследования ООН, о котором сообщило агентство Reuters. Оказывается, Северная Корея могла провести десятки кибератак, с помощью которых позаимствовала $3 млрд только для развития своей программы по созданию ядерного оружия.
Согласно расследованию, северокорейские хакеры с 2017-го по 2023 год атаковали 58 раз компании, связанные с криптовалютой. Понятно, что такие финансовые средства отследить практически невозможно. Но корейским шпионам надо еще иметь соответствующую квалификацию, чтобы на них купить нужные компоненты и доставить их в страну. Можно представить, насколько высококлассными кадрами располагает КНДР в сфере шпионажа и тайной торговли. И это никак не вписывается в бытующее представление о северокорейцах как о неких диких туземцах с ядерной бомбой в руках, непонятно как к ним попавшей.
Кстати, журналистов из кремлевского пула, сопровождавших в нынешней поездке Владимира Путина, по их словам, поразили качество и комфортность жилья в Пхеньяне. Да и на телекартинке хорошо виден квартал небоскребов в столице КНДР, похожий на «Москва Сити». Сегодняшние северокорейцы — явно не те изможденные дети коммунизма и адепты идей чучхе, готовые есть одну траву, о которых нам рассказывали СМИ в 1990-х годах. Хотя, конечно, нельзя исключать, что за пределами Пхеньяна ситуация хуже.
КНДР — новый стратегический партнер с ядерным оружием
Между тем, именно для того, чтобы не есть траву, северокорейцам и так нужна дружба с Россией. Ведь РФ, помимо высоких технологий, может расплачиваться продуктами питания и углеводородами, которых не хватает в КНДР, а у России они в избытке, особенно из-за западных санкций. Весьма вероятно, что вскорости между двумя странами будет создан и энергомост, поскольку это позволяет сделать общая граница. Да и обычные мосты будут ускоренно наводиться — об этом договорились Владимир Путин и Ким Чен Ын в ходе завершившихся в среду переговоров в столице КНДР.
Но самое интересное и сенсационное, конечно, это Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Очевидно, что России как-то нужно было легализовать свои военно-технические отношения с КНДР, и она пошла по такому пути — признав Пхеньян стратегически партнером, как все посещенные Путиным после инаугурации страны.
Понятно, что это — поднятие Москвой планки эскалации с Западом, видимо, в том числе, в ответ на разрешение ведущими странами ЕС и США применять свое оружие на «старой» территории РФ (до присоединения Крыма в 2014 году). Путин даже сам прозрачно намекнул на это в ходе пресс-конференции по итогам переговоров.
Похоже, что на Западе к концу дня среды еще не вполне поняли, как может применяться этот договор, потому что серьезных оценок его в СМИ не было. За исключением того, что такое сотрудничество априори нарушает санкции Совбеза ООН, за которые сама Россия в свое время и проголосовала.
На Украине же быстро поняли опасность нового статус-кво. Как заявил в среду вечером советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк, договор РФ с КНДР аннулирует весь пакет международных ограничений, наложенных на Пхеньян.
«Запретительные инструменты вообще не работают. А это значит, что правил практически больше нет», — считает Михаил Подоляк. По его мнению, на этом фоне молчание ООН и других организаций «выглядит крайне красноречиво, я бы сказал „оглушительно громко“.
И новая ситуация в мире, сложившаяся в результате нынешнего визита Путина в КНДР, действительно поражает. Фраза из договора о том, что страны должны помогать друг другу в случае агрессии на одну из них извне, очевидно, применима уже сейчас. И именно под нее можно подвести легализацию поставок северокорейских вооружений и боеприпасов для СВО.
В отсутствие полного текста договора сложно сказать, ограничивается ли указанная помощь только поставкой вооружений и прочими военно-техническими аспектами. Если же такой оговорки нет, то помощь может состоять и в отправке на фронт (будь то в Европе или Азии) армейских подразделений.
А в Северной Корее численность вооруженных сил составляет от 850 000 до 1 200 000 человек, не считая миллионов резервистов. И можно представить, что произойдет на российско-украинском фронте, если даже небольшая часть этой армии (например, в виде добровольцев) со своим вооружением присоединится к 700-тысячной российской группировке войск на Украине.
Россия перешагнула очередную «красную линию» вслед за Западом
Конечно, это еще больше подорвет «мировой порядок, основанный на правилах». Но никаких реальных наказаний, кроме немногих оставшихся не примененными санкций Запада, Россия за это не понесет. Из СБ ООН ее не выгонят — устав не позволяет.
С другой стороны, можно только представить, как изменится баланс сил в Восточной Азии, когда РФ решит создать в КНДР, например, несколько военных баз со стратегическим ядерным оружием. А при таком геополитическом беспорядке, который происходит сейчас в мире, это вполне возможно, ведь казавшиеся незыблемыми еще пару лет назад «красные линии» между Москвой и Западом давно затоптаны, а уровень эскалации с обеих сторон непрерывно повышается.
В связи с этим довольно интересными представляются тезисы российского политолога Сергея Караганова, известного своими призывами применить ядерное оружие против Украины или стран Запада. Караганов не случайно был избран модератором дискуссии с участием Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем недавно в Санкт-Петербурге. Причем, казалось, что Путин и Караганов в этом шоу разыгрывают роли доброго и злого — для Запада — полицейских, обсуждая тему ядерных ударов.
Так вот Караганов 23 февраля опубликовал статью о стратегии РФ в предстоящий «век войн». В ней он считает необходимым по возможности уклоняться от прямых войн, балансируя между разными геополитическими игроками.
При этом он предлагает «косвенно способствовать» тому, чтобы «зарубежные прямые активы» США становились все более уязвимыми, «повышая себестоимость американской империи». То есть, по сути, он предлагает делать то же самое, о чем в американском конгрессе открыто говорят в отношении РФ уже давно — всячески укреплять противников Штатов, чтобы те тратили на оборону огромные средства и соответственно исчерпывали свои финансовые, военные, мобилизационные и прочие возможности. Вести войну чужими руками.
Идея, разумеется, лежит на поверхности, и вояж Путина в КНДР похож на начало реализации такого плана.
Очевидно, что Западу придется как-то ответить на эту игру Москвы. Самый простой путь — разрешить бить дальнобойными ракетами вглубь территории РФ. Но тут находится новая «красная линия», преодоление которой, как обещали российские власти, может закончиться ударами по объектам за пределами Украины, в том числе ядерными. А уж по Украине так точно.
Можно, конечно, размышлять вслух о неумеренном российском злоупотреблении спиртным, но есть ли гарантия, что этого не случится? Не случайно после такого предупреждения Великобритания резко снизила активность по части соответствующих инициатив.
Пока же очевидно одно: казалось, что после провала «саммита мира» в Швейцарии примерно до конца года не будет происходить ничего особенного, кроме окопной фазы противостояния на Украине с попытками обеих сторон немного улучшить свое положение перед неизбежными переговорами. А вон, однако ж, как выходит — ставки растут семимильными темпами.
* Внесён в РФ в список террористов и экстремистов.