Игорь Злобин
Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) представил свою ежегодную оценку состояния вооружений, темпов разоружения и международной безопасности. Основные выводы, сделанные в SIPRI Yearbook 2024 указывают на продолжающееся увеличение количества и типов разрабатываемого ядерного оружия, по мере того как государства на фоне геополитического обострения усиливают способности своего ядерного сдерживания.
Девять ядерных держав — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) и Израиль — в 2023 году продолжили модернизацию и пополнение своих ядерных арсеналов, а также систем вооружения.
Из общего мирового запаса, составлявшего примерно 12 121 боеголовку в январе 2024 года, около 9585 находились в военных запасах для потенциального использования. По оценкам экспертов, 3904 из этих боеголовок были развернуты на ракетах и самолетах — что на 60 больше, чем в январе 2023 года, а остальные находились в центральном хранилище. Около 2100 развернутых боеголовок баллистических ракет находились в состоянии повышенной боевой готовности. Почти все эти боеголовки принадлежали России или США, но считается, что Китай впервые привел некоторые боеголовки в состояние повышенной боеготовности.
«Хотя общее количество ядерных боеголовок в мире продолжает снижаться по мере постепенного демонтажа оружия времен холодной войны, к сожалению, мы продолжаем наблюдать из года в год увеличение числа действующих ядерных боеголовок», — заявил директор SIPRI Дэн Смит. И добавил: «Похоже, что эта тенденция сохранится и, возможно, усилится в ближайшие годы, и это вызывает крайнее беспокойство».
Индия, Пакистан и Северная Корея стремятся создать возможность размещения разделяющихся боеголовок на баллистических ракетах, что уже есть у России, Франции, Великобритании, США и, с недавних пор, у Китая. Это позволит быстро потенциально увеличить количество развернутых боеголовок, а также даст возможность странам, обладающим ядерным оружием, угрожать уничтожением значительно большего числа целей.
Россия и США на пару обладают почти 90% всего ядерного оружия. Размеры их соответствующих военных запасов (т.е. пригодных к использованию боеголовок), похоже, оставались относительно стабильными в 2023 году, хотя, по некоторым оценкам, Россия развернула в своих оперативных силах примерно на 36 боеголовок больше, чем в январе 2023 года. В обеих странах снизилась прозрачность в отношении ядерных сил. После начала СВО в Украине дебаты вокруг соглашений о совместном использовании ядерного оружия стали более актуальными.
Примечательно, что в 2023 году было сделано несколько публичных заявлений о том, что Россия разместила ядерное оружие на территории Беларуси, хотя убедительных визуальных доказательств того, что фактическое размещение боеголовок имело место, нет.
Помимо своих военных арсеналов, Россия и США имеют более 1200 боеголовок, ранее снятых с военной службы и постепенно демонтируемых.
По оценкам SIPRI, размер ядерного арсенала Китая увеличился с 410 боеголовок в январе 2023 года до 500 в январе 2024 года, и ожидается, что он будет продолжать расти.
Предполагается, что Китай, возможно, впервые разместит небольшое количество боеголовок на ракетах в мирное время. В зависимости от того, как он решит структурировать свои силы, Китай потенциально может иметь по крайней мере столько же межконтинентальных баллистических ракет (МБР), сколько Россия или США к началу следующего десятилетия, хотя его запас ядерных боеголовок, как ожидается, по-прежнему останется намного меньшим, чем запасы любой из этих двух стран.
«Китай расширяет свой ядерный арсенал быстрее, чем любая другая страна. Но почти во всех государствах, обладающих ядерным оружием, существуют либо планы, либо значительные усилия по увеличению ядерных сил», — сказал Ханс М. Кристенсен, старший научный сотрудник программы SIPRI по оружию массового уничтожения и директор проекта ядерной информации Федерации американских ученых (FAS).
Хотя считается, что Великобритания не увеличила свой арсенал ядерного оружия в 2023 году, ожидается, что ее запас боеголовок вырастет в будущем после заявления британского правительства в 2021 году о повышении лимита с 225 до 260 боеголовок. Правительство также заявило, что больше не будет публично раскрывать количество своего ядерного оружия, развернутых боеголовок и ракет.
В 2023 году Франция продолжила свои программы по разработке атомной подводной лодки с баллистическими ракетами третьего поколения и новой крылатой ракеты воздушного базирования, а также по ремонту и модернизации существующих систем.
Индия же немного расширила свой ядерный арсенал, и, как и Пакистан, продолжила разработку новых типов систем доставки ядерного оружия. Хотя Пакистан остается для нее основным центром ядерного сдерживания, Индия, похоже, уделяет все больше внимания оружию большей дальности, в том числе те, кто способен достичь целей по всему Китаю.
Северная Корея продолжает отдавать приоритет военной ядерной программе как центральному элементу своей стратегии национальной безопасности. По оценкам SIPRI, в настоящее время страна собрала около 50 боеголовок и обладает достаточным количеством расщепляющегося материала, чтобы в общей сложности создать до 90 боеголовок, что значительно превышает оценки на январь 2023 года.
Хотя Северная Корея не проводила испытательных ядерных взрывов в 2023 году, похоже, что она впервые испытала баллистическую ракету малой дальности, а также завершила разработку как минимум двух типов крылатых ракет наземного нападения, предназначенных для доставки ядерного оружия.
«Как и некоторые другие государства, обладающие ядерным оружием, Северная Корея делает новый акцент на развитии своего арсенала тактического ядерного оружия. Соответственно, растет обеспокоенность тем, что Северная Корея может намереваться использовать это оружие на самом раннем этапе конфликта», — сказал Мэтт Корда, младший научный сотрудник программы SIPRI по оружию массового уничтожения и старший научный сотрудник проекта ядерной информации в Федерации американских ученых.
Израиль, который публично не признает наличие ядерного оружия, судя по всему модернизирует и свой арсенал, и реактор по производству плутония в Димоне.
В минувшем году, отмечается в документе, дипломатия в области контроля над ядерными вооружениями и разоружения потерпела еще более серьезные неудачи. В феврале 2023 года Россия объявила, что приостанавливает свое участие в Договоре 2010 года о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений — последнем оставшемся договоре по контролю над ядерными вооружениями. В качестве контрмеры США также приостановили обмен и публикацию данных о договорах.
В ноябре Россия отозвала свою ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, сославшись на «дисбаланс» с США, которые не смогли ратифицировать договор с момента его открытия для подписания в 1996 году. Однако при этом Москва подтвердила, что продолжит участвовать в работе Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В то же время Россия не исключает применения ядерного оружия в контексте поддержки Украины Западом. В мае 2024 года она провела учения по тактическому ядерному вооружению недалеко от границы с Украиной.
«Мы не видели, чтобы ядерное оружие играло столь заметную роль в международных отношениях со времен холодной войны. Трудно поверить, что прошло всего два года с тех пор, как лидеры пяти крупнейших ядерных держав совместно подтвердили, что „ядерную войну невозможно выиграть и ее никогда нельзя вести“, — сказал Уилфред Ван, директор программы SIPRI по оружию массового уничтожения.
Неофициальное соглашение, достигнутое между Ираном и США в июне 2023 года, похоже, временно снизило напряженность между двумя странами, которая усилилась из-за военной поддержки Ираном российских войск в Украине. Однако начало войны между Израилем и ХАМАС в октябре 2023 года нарушило это соглашение, а атаки поддерживаемых Ираном группировок на подразделения США в Ираке и Сирии, очевидно, положили конец ирано-американским дипломатическим усилиям.
Война также подорвала усилия по вовлечению Израиля в Конференцию по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Более позитивным является то, что визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Пекин в июне 2023 года, похоже, расширил пространство для диалога между Китаем и США по ряду вопросов, потенциально включая контроль над вооружениями. Позже в том же году обе стороны договорились возобновить общение между военными.
В 55-м выпуске Ежегодника SIPRI анализируется продолжающееся ухудшение глобальной безопасности за последний год. Последствия конфликтов в Украине и в Газе заметны почти во всех аспектах, связанных с вооружением, разоружением и международной безопасностью, рассмотренных в Ежегоднике.
Помимо этих двух конфликтов, которые занимали центральное место в мировых новостях, дипломатии и международной политики, в 2023 году вооруженные конфликты были активны еще в 50 государствах. Боевые действия в Демократической Республике Конго и Судане привели к перемещению миллионов людей. Снова вспыхнул конфликт в Мьянме. Вооруженные преступные группировки представляли собой серьезную проблему безопасности в некоторых регионах Центральной и Южной Америки, что, в частности, привело к фактическому краху государства на Гаити в 2023 и в 2024 годах.
«Сейчас мы переживаем один из самых опасных периодов в истории человечества. Существует множество источников нестабильности — политическое соперничество, экономическое неравенство, экологические нарушения, ускоряющаяся гонка вооружений. Бездна манит, и настало время великим державам сделать шаг назад и задуматься. Желательно вместе», — сказал Дэн Смит, директор SIPRI.