Игорь Злобин
Увлекательный сериал под названием «Поставки F-16 в Украину» пошел на новый сезон. Буквально два дня назад президент Украины Владимир Зеленский после встречи с премьер-министром Дании Метте Фредериксен объявил, что датские истребители F-16 поступят в распоряжение ВСУ в самое ближайшее время. До этого сообщалось, что этим летом первую партию таких самолетов Киев получит и от Нидерландов.
Однако ведущее британское издание The Times неожиданно выступает с заявлением о том, что США намеренно затягивают обучение украинских пилотов на F-16. То есть самолеты есть, а летать на них некому.
Издание цитирует слова главы специальной парламентской комиссии Украины по вооружению и боеприпасам Александры Устиновой, которая заявила, что Америка всячески пытается «оправдать» свою неспособность подготовить достаточное количество украинских пилотов истребителей F-16.
Она предполагает, что к концу 2024 года у ВСУ будет всего лишь 20 пилотов, которые полностью прошли подготовку для полетов на этих истребителях: «Пока что у нас будет меньше подготовленных пилотов, чем истребителей».
По ее словам, первые самолеты все-таки прибудут не летом, как это утверждает Зеленский, а тоже к концу года. Поставки ожидаются из нескольких стран НАТО — Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии, которые обещали поставить более 60 истребителей F-16. Но на вопрос, когда они приступят к выполнению боевых задач, сегодня ответить невозможно.
По данным Устиновой, всего лишь 8 украинских пилотов проходят подготовку в американском штате Аризона, и еще 12 — на авиабазе в Дании, тогда как обещанная подготовка пилотов в Румынии вообще еще не начиналась.
В то же время Украина просила США дать возможность обучиться еще по меньшей мере 10 пилотам, но американцы эту просьбу отклонили под предлогом, что у Вашингтона есть более ранние обязательства перед пилотами других стран.
Кроме того, представитель Пентагона заявил, что украинские пилоты якобы недостаточно хорошо знают английский язык и программу полетов. Это заявление Устинова назвала «смехотворным»: «Это не аргументы, это отговорки, и они продолжают придумывать их снова и снова».
По ее мнению, задержка с обучением украинских пилотов, скорее всего, связана с опасениями Белого дома в том, что масштабное присутствие американских F-16 на Украине Москва расценит как интеграцию Украины в НАТО. «Это абсолютно политический вопрос», — сказала Устинова.
Правда, тут на помощь Украине приходит Франция. Одно из ведущих французских изданий Le Monde сообщает, что первые украинские пилоты для F-16 могут завершить обучение уже в сентябре 2024 года. Дело в том, что специально для них были сокращены с полутора лет до полугода сроки обучения.
Всего же за два года Франция планирует обучить 26 украинских пилотов, но пока подготовку там проходят 10 молодых украинских летчиков в возрасте от 21 до 23 лет. Они тренируются на территории Франции летать на легких реактивных учебных самолетах Alpha Jet, а после этого переедут в Румынию, чтобы практиковаться уже и на самих F-16.
Российский авиационный эксперт Алексей Захаров считает, что, поскольку румынский этап обучения займёт не менее полугода, то «обучающиеся сейчас во Франции лётчики вряд ли попадут на фронт даже в этом году. А за это время многое может измениться».
А вот экс-офицер армии США Скотт Беннетт и вовсе заявил каналу RT, что самолетами F-16 способны управлять лишь пилоты из США и Европы. Он назвал «блефом» передачу этих истребителей Киеву, поскольку Запад, опасаясь эскалации отношений с Россией, не отправит своих пилотов в Украину: «Всё, что делают Америка и Евросоюз, — это блеф. Нет силы за их словами, нет возможностей и нет политического импульса».
Любопытно, что и руководство военно-воздушных сил Украины считает, что не стоит ждать быстрого эффекта от поставок F-16, потому что пилотам нужно «освоиться в воздушном пространстве».
Тот факт, что вопрос с этими истребителями до сих пор не прояснен до конца, подтверждает и характерная оговорка генсека НАТО Йенса Столтенберг, который дважды в одной фразе назвал украинские воздушные силы «ВВС НАТО», а также сказал, что на F-16 на Украине будут летать «пилоты НАТО». Правда, в обоих случаях он сразу же поправился.
Ранее «Новые Известия» сообщали, что разместить большую часть этих самолетов Украина собирается в соседних странах НАТО, опасаясь российских атак на аэродромы. Россия заявила, что в случае, если F-16 будут вылетать на боевые задания с аэродромов других стран, эти аэродромы автоматически станут законными целями для российских ракет.