Posted 18 июня, 11:29

Published 18 июня, 11:29

Modified 18 июня, 13:11

Updated 18 июня, 13:11

Подземный бункер бывшей секретной части Минобороны по обслуживанию «ядерных поездов» под Костромой.

Как легендарную базу ядерных поездов под Костромой оккупировали вандалы и экстремалы

18 июня 2024, 11:29
Фото: Анна Скудаева / 1MI
Подземный бункер бывшей секретной части Минобороны по обслуживанию «ядерных поездов» под Костромой.
На сверхсекретную площадку базирования ядерных подездов под Костромой, которую Минобороны сняло с охраны, началось паломничество любителей экстремальных путешествий. В «мертвом городе», спрятанном среди глухих лесов в 20 километрах от Костромы, побывали журналисты «НИ».

Анна Скудаева

Город ядерных бункеров

Огромная заброшенная база Минобороны, которая раньше представляла собой одну из главных военных тайн страны, сегодня уже утратила гриф секретности. Однако то, что от нее осталось, представляет собой невероятный интерес для исследователей.

Так выглядит подземный бункер бывшей секретной части Минобороны по обслуживанию «ядерных поездов» под Костромой.
Видео: Анна Скудаева / 1MI

Ежедневно сюда стекаются десятки любопытных. Рискуя жизнью, они изучают заброшенную ракетную базу. А некоторые делают подпольный бизнес на разворовывании оставшегося бесхозным имущества Минобороны.

Несколько лет назад этот огромный поселок с многоэтажными зданиями, собственной котельной, бетонными дорогами и своими очистными сооружениями окружало несколько поясов охраны.

Первой точкой, которую следовало преодолеть, был контрольно-пропускной пункт (КПП), расположенный примерно в восьми километрах от въезда в военный поселок, простирающийся на несколько гектаров.

Тем, кому бдительные сотрудники военной автоинспекции (ВАИ) разрешали проникнуть за шлагбаум, предстояло преодолеть немалый путь по дороге, вымощенной бетонными плитами.

Затем следовало еще несколько поясов охраны. А главные секреты военных скрывались в абсолютно недоступных для посторонних глаз местах. Они были окружены бетонными «стаканами»-бойницами и тремя рядами колючей проволоки, к которой был подведен электрический ток.

Это все, что осталось от базы по обслуживанию «ядерных поездов» под Костромой.
Видео: Анна Скудаева / 1MI

Людям, не имевшим допуска к гостайне, вход сюда был запрещен. Случайные грибники, забредавшие в эти края из лесной чащи, неминуемо оказывались в поле зрения бдительных вооруженных патрулей, которые жестко и доходчиво объясняли любопытным, что сюда «ходить не следует».

Смертельно опасно

В костромских лесах раньше располагалась так называемая «тридцатка» — сверхсекретная некогда площадка № 30 Минобороны, где до 2006 года базировались подразделения 10-й ракетной дивизии ракетных войск стратегического назначения.

Эти подразделения обслуживали смертоносное «оружие возмездия» — боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). В задачу ядерных поездов входило нанесение молниеносного ответного удара в случае нападения неприятеля. Для этого ядерные поезда были снабжены особым запасом прочности и живучести.

«Мы приехали в Кострому в 1985 году, когда ракетная дивизия была гордостью и элитой Минобороны. Здесь служило множество высококлассных специалистов. Для них и членов их семей в Костроме был выстроен специальный поселок. Все было подчинено единой задаче — обеспечивать безопасность страны», — рассказала «НИ» жена офицера-ракетчика Елена Маслова.

Служившие на базе офицеры поведали, что раньше проволока, защищавшая «ядерный» участок, находилась под напряжением от 1 до 3 тысяч вольт. Но этот «пояс охраны» однажды привел к трагедии.

«Один молодой солдат решил „срезать“ путь и пройти через участок, который находился под напряжением. Стоило ему туда шагнуть, как его буквально „прошило“ электротоком. Бедняга погиб на месте мгновенно. После этого командование приказало напряжение снять», — рассказал «НИ» один из отставных офицеров, ставший очевидцем ЧП.

Сейчас о былой угрозе напоминают лишь старые облезлые таблички с надписями «Не влезай — убьет!».

Обломки «ядерного щита»

По воспоминаниям офицеров, формирование ракетной бригады под Костромой началось в 1960 году. В 1961 году она была переформирована в 10-ю гвардейскую ракетную дивизию. В лесах началось строительство стартовых позиций ракет шахтного базирования, а с 1985 года состав дивизии приступил к опытной эксплуатации комплексов БЖРК.

Эти стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22, до сих пор не имеют аналогов в мире.

«В состав БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт из семи вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, система закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС) и три пусковые установки с ракетами, которые создатели называли „Молодец“, а натовцы окрестили „Скальпель“. В ракете находилось по десять боеголовок», — вспоминают старожилы.

По данным ракетчиков, общая боевая мощь каждого БЖРК в десятки раз превышала мощность бомб, сброшенных на Хиросиму. Дальность полета ракеты составляла 10 тысяч километров, а себестоимость в ценах 1985 года достигала 22 миллионов рублей.

Вид бункера изнутри.
Видео: Анна Скудаева / 1MI

Сведения о личном составе, обслуживавшем «ядерный щит», составляли военную тайну. Косвенно о масштабах секретных городов свидетельствуют дошедшие до нас отчеты отделов снабжения: в день личному составу дивизии требовалось на пропитание более 25 тонн продовольствия, не говоря уже обо всех остальных бытовых и военных нуждах.

Отставные офицеры-ракетчики вспоминают, что в общей сложности на вооружении Минобороны стояло 12 ядерных поездов, из которых четыре базировались под Костромой, где располагалась «головная» база БЖРК. А остальные дивизии были дислоцированы в Пермском и Красноярском крае, но все сложнейшее оборудование для них обкатывалось в Костроме.

«Каждый поезд был замаскирован под обычный состав из почтовых и рефрижераторных вагонов. „Особую“ начинку в нем выдавала лишь усиленная колесная база, способная выдержать 100-тонную ракету», — рассказал «НИ» один из офицеров-бывших военнослужащих ракетной дивизии.

По его словам, в части имелось сложнейшее и суперсовременное по тем временам секретное оборудование. Для обеспечения точности стрельбы через каждые 20-25 километров вдоль переездов ставились датчики. При движении поезда от вагонов шло широкополосное излучение в стороны.

«Каждый датчик имел свою резонансную частоту и был четко привязан геодезистами к месту на карте. Система также считала число оборотов колес поезда, прибавляя по 1,52 метра при каждом полном круге, — рассказал собеседник „НИ“ .

На основании полученных данных машина точно определяла местонахождение и пересчитывала полетное задание. Это позволяло комплексу производить боевой пуск на любой точке маршрута.

Последний путь легендарного «Скальпеля»

«Ракетные поезда были очень мощным фактором сдерживания. Конечно, при современной спутниковой связи вероятность их обнаружения близка к единице. Но сила БЖРК — в их мобильности», — пояснил «НИ» на условиях анонимности эксперт-ракетчик, служивший на «тридцатке».

По его словам, предугадать, куда они поедут, невозможно. Выпущенная в них ракета летит 25 минут. За это время поезд может оказаться совсем в другой точке и избежать поражения, а затем, в течение трех минут после получения приказа, нанести ответный удар.

«Не случайно нас заставили от них избавиться», — рассказал он.

Согласно договору СНВ-2, Россия должна была вывести из эксплуатации все ракеты «Скальпель». Теоретически «Скальпели» могли продолжать нести вахту — так же, как знаменитые ракеты SS-18 «Сатана». Однако к 2007 году все комплексы БЖРК в Костроме были сняты с боевого дежурства и уничтожены, а легендарная ракетная дивизия — расформирована, сотни опытных военных специалистов списаны на «гражданку».

Поначалу оставшиеся не у дел офицеры надеялись, что уникальную базу обслуживания поездов близ Костромы возьмет на свой баланс РЖД или выкупит какой-то промышленный гигант. Однако этого не случилось.

«Ромашка» и «Василек»: вырвать с корнем

Как только дивизию расформировали, а ядерные боеголовки вывезли, Минобороны перестало выделять деньги на охрану периметра зоны базирования БРЖК. На площадку ринулись полчища расхитителей-«металлистов», и в итоге большинство дорогостоящего имущества комплекса оказалось попросту растащено.

Первой точкой, куда мы попали, оказалась знаменитая станция «Ромашка», где обслуживались «ядерные поезда». Сейчас уникальное оборудование «Ромашки» уже не сохранилось. Здания большей частью разрушены, въезд на станцию перекопан в поисках цветмета, имущество выворочено с корнем и варварски разграблено. С бывшей площадки Минобороны украдено все, что могло представлять хоть какую-то ценность.

«Тридцать лет назад я служил в ракетной дивизии. Она была элитой и гордостью нашей армии! Величайшие инженерные сооружения, гениальные технические находки. Ореол секретности. Строительством и обслуживанием занимались ответственные и талантливые люди.
То, что с ней сделали сейчас, не поддается никакому описанию. Сердце кровью обливается при мысли о том, что с ней произошло, сколько человеческого труда и народных денег бездарно пропало. Мне недавно предлагали съездить на бывшее место службы и посмотреть, что с ним произошло, но я отказался: слишком тяжело на это будет смотреть», — поделился с «НИ» своими воспоминаниями военный пенсионер Виктор С.

Сейчас бывший пункт постоянной дислокации дивизии РВСН под Костромой уничтожен. Все это действительно производит довольно тягостное впечатление.

В наилучшей сохранности находятся, пожалуй, лишь обвалованные землей гигантские бункеры для обслуживания головных частей баллистических ракет. Впрочем, охранявшие входы в бункеры мощные гермодвери, некогда способные выдержать ядерный удар, не устояли перед натиском современных вандалов с автогенами. Практически повсеместно они выворочены с корнем. Остались лишь бетонные своды, выполненные из особо прочных материалов.

На одном из бетонных «стаканов» охраны красуется надпись «схрон». Очевидно, на эту точку периодически приезжают любители острых ощущений, чтобы поиграть в пейнтбол или другие военизированные игры в условиях, максимально приближенным к боевым.

Вокруг бывших ядерных развалин мы обнаружили на земле десятки гильз.

«Эти гильзы — калибра 5,45 мм, от автомата Калашникова образца 1974 года, разработанного в 1970 году советским конструктором М. Т. Калашниковым. Они довольно старые, уже покрыты ржавчиной. А эти стреляные гильзы — боевые, того же калибра. Похоже, от того же оружия», — прокомментировал находку наш проводник — бывший военнослужащий советской армии.

Дорога на «тридцатку»

Неподалеку от «Ромашки» находится заброшенная станция «Василек», где располагались жилая и учебная зоны. Раньше к ней вела добротная бетонная дорога. Но недавно дорогостоящие плиты кто-то снял и вывез в неизвестном направлении. Сама площадка тоже являет печальное зрелище. Многоэтажные корпуса и казармы разграблены. Они встречают посетителей зияющими дырами окон.

Рядом на земле валяются брошенные противогазы, ящики для оружия и военного снаряжения, а также документация по боевой и тактической подготовке.

Удивительно, но внутри зданий «мертвого города» в свободном доступе и без всякой охраны до сих пор находится множество разбросанных по полу документов с фамилиями военнослужащих, должностных и технических инструкций, а также служебных удостоверений, которые никто даже не потрудился уничтожить.

«Меня поражает масштаб бесхозяйственности, который царит в этом месте. По сути, тут был огромный полноценный город — с прекрасными дорогами, с жилыми, производственными и учебными корпусами, с котельной, собственным водопроводом, добротной железнодорожной веткой, великолепными зданиями. Если военная надобность отпала, все это можно было использовать в мирных целях: организовать здесь предприятия, любые цеха. А получилось, что имущество просто бросили и отдали на разграбление вандалам», — прокомментировал происходящее один из участников нашей экспедиции, юрист Дмитрий Волнухин.

С момента расформирования дивизии прошло уже почти 20 лет, а Минобороны до сих пор не потрудилось приступить к консервации и рекультивации площадки.

Вместо военных и потенциальных инвесторов на базу «ядерных поездов» наведываются воры и любители острых ощущений.

«Недавно ко мне обратились путешественники, которые сообщили, что хотели бы организовать экстремальный тур на площадку базирования бывших ядерных поездов. Прежде, чем что-либо им ответить, я решил сам пройти этим маршрутом. Обойдя „мертвый город“, я пришел к выводу, что водить туда организованные группы нельзя, поскольку место категорически не отвечает требованиям безопасности», — рассказал «НИ» экскурсовод Андрей Сметанин.

Он пояснил, что в отсутствие должного ухода и охраны большинство зданий и сооружений бывшей базы БЖРК под Костромой находится в аварийном состоянии.

«Передвигаться по крышам и этажам опасно для жизни из-за риска обрушения бетонных перекрытий», — пояснил гид.

По его словам, территория гигантского города скорее напоминает место для съемок фильма в стиле «Хиросима после ядерной бомбардировки» или выставку декораций для компьютерных игр-«бродилок», чем жилую зону.

Окрестности зданий поросли высокой травой, в которой кишат змеи. Повсюду виднеются гигантских размеров побеги ядовитого борщевика Сосновского.

«Обследуя территорию ядерной базы, я нашел там съедобные грибы. Сфотографировал. Но брать их с собой не стал: знакомые ракетчики предупредили, что без проверки дозиметром вывозить что-либо из этой зоны не следует», — рассказал путешественник.