Posted 14 июня, 13:32
Published 14 июня, 13:32
Modified 14 июня, 19:10
Updated 14 июня, 19:10
Елена Петрова
Российские губернаторы не скупятся на тех, кто решил подписать контракт с ВС РФ и отправиться воевать на Украину. Еще год назад 100 тысяч за подписание контракта считались приличными деньгами.
С тех пор утекло много воды и еще больше бюджетных денег. Регионы, где выплаты остались без изменений, можно пересчитать на пальцах одной руки. К ним, например, относится Костромская область. Региональные власти по-прежнему предлагают желающим «уйти за ленточку» 100 тысяч рублей единоразового пособия. В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации выплаты за год повышены в разы.
Увеличение, как правило, привязано к призыву, и власти повышают предложение осенью и весной. В субъектах Федерации не скрывают, что Министерство обороны выделяет квоты на каждый регион, обязательные к исполнению. Собственно, количество отправленных на фронт — один из главных показателей работы губернаторов. Они это знают и стараются. Челябинская область, например, повышала выплаты трижды — с 75 тысяч рублей в 2023 году до 225 тысяч в январе 2024 года. Теперь контрактнику полагается 305 тысяч рублей от региона.
Оплату ратного труда контрактника можно разделить на 4 части: федеральные выплаты, региональные деньги, зарплата от Министерства обороны и всевозможные льготы самим военным и их семьям, которых уже насчитывается больше 60.
При подписании контракта военнослужащие получают 195 тысяч рублей «президентских». Когда эта сумма обсуждалась в Госдуме в 2022 году, сначала было предложено выплачивать добровольцам 300 тысяч рублей, но это предложение не прошло. Видимо, решили разделить расходы между федеральным бюджетом и региональными. Судя по цифрам, привлечение контрактников стало делом регионов.
Рекорд по выплатам долгое время держала северная столица. В Петербурге каждый, кто отправляется на фронт, получает от регионального правительства 1 миллион 105 тысяч рублей. На короткое время 5-миллионный город обогнала маленькая Карачаево-Черкессия, где живут в 10 раз меньше людей. До этой весны здесь выплачивали скромные подъемные для контрактников — 100 тысяч рублей. Глава республики Рашид Темрезов решил коренным образом изменить ситуацию, повысив выплату в 13 раз.
Однако петербургский губернатор Беглов решил не останавливаться на достигнутом — с 1 июня и в Петербурге каждый контрактник получает 1,3 миллиона. Правда, не все деньги идут из бюджета Смольного — теперь поддержать воюющих обязали предприятия города. Перед отправкой на фронт контрактников оформляют на работу на предприятия, где они получают 405 тысяч рублей.
На третьем месте по выплатам расположился Краснодарский край. Здесь контрактники получают 1 миллион «подъемных».
Во Владимирской области бонус контрактникам повысили в апреле в 2,5 раза — до 250 тысяч рублей, в Ростовской — почти в 3 раза — с 250 до 700 тысяч рублей, в Брянской области выплату также удвоили до 400 тысяч рублей.
Есть среди российских регионов и такие, где выплаты не повышали. Продолжают получать 100 тысяч рублей в Калужской области, в Белгородской области, в Тамбове.
В середине января губернатор Тверской области Игорь Руденя увеличил сумму единовременной региональной выплаты для контрактников, участвующих в СВО, со 100 до 305 тысяч рублей. Между тем, бюджет этого региона на 2024 год был утвержден с дефицитом 6,3% расходов.
В Москве выплата составляет 605 тысяч рублей. И хотя сумма не изменялась, количество контрактников выросло. Если в 2023 году мэр Собянин рапортовал о 22 тысячах контрактников за весь год, то теперь только за 5 месяцев их число выросло в 2 раза до 45 тысяч человек. Кроме того, москвичам обещают хорошее обмундирование и вооружение, а также службу в элитных частях.
Правда, в мэрии не сообщают, идет ли речь о жителях столицы или привлеченных. Дело в том, что губернаторы практикуют уже полгода новую тактику выполнения задания Минобороны и призывают в соцсетях записываться в армию от их региона. В этом одна из причин, почему регионы устроили форменное ралли выплат для контрактников.
«Ты нужен» — пишут на плакате в Сургуте, и в подтверждение этих слов на том же плакате без больших сантиментов указывается сумма — 895 тысяч рублей, правда, она включает в себя и «президентские».
Если мобилизация 2022 года была проведена в лучших советских традициях, с облавами на улицах и на рабочих местах, последующий рекрутинг включил в себя как административный ресурс, так и рыночные механизмы.
Коммерческие структуры поддерживают работников, которые подписывают контракт с МО РФ, несмотря на нехватку кадров. Так, недавно сообщалось, что КАМАЗ привлек 5 тысяч заключенных, поскольку работать в цехах некому. Параллельно тот же КАМАЗ платит 50 тысяч рублей каждому работнику, кто отправляется на украинский фронт. В РЖД поощрительные выплаты в 4 раза выше — здесь будущие бойцы получают 200 тысяч рублей единоразово.
В некоторых регионах для привлечения мужчин на военную службу используют посредников. Губернатор Орловской области Клычков выпустил постановление правительства «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, оказавшим содействие в заключении гражданином РФ контракта о прохождении военной службы, в 2023 году».
За каждый заключенный контракт гражданин, приведший нового контрактника, получает 5000 рублей. Круг таких оплачиваемых помощников достаточно широк — это и муниципальные служащие, и волонтеры, и члены общественных организаций.
В некоторых регионах, например, в Пермской области «помощники» ходят по квартирам и агитируют вступать в контрактники, но власти Прикамья такую поддержку осуждают.
В Башкортостане, пишут местные журналисты, есть две фирмы, которые негласно сотрудничают с властями республики. За каждого контрактника посредники получают по 2500 рублей. Появилась информация, что эти же структуры наладили сотрудничество с московскими властями, но руководители этих предприятий слухи не подтвердили.
Помимо региональных и федеральных выплат, контрактники получают зарплату как военнослужащие. Она начинается от 204 тысяч рублей в месяц, для сержантов — от 232 тысяч и выше. От налогов бойцы освобождены. Всем полагаются страховые суммы на случай ранения и смерти — до 12 миллионов рублей. При гибели военнослужащего 12 миллионов делят между женой, детьми и родителями солдата.
О погибших и раненых за время СВО по-прежнему ничего не известно. Потери Министерство обороны держит под грифом «военной тайны».