Игорь Злобин
В Италии начинается саммит «Большой Семерки», на котором лидеры самых развитых стран мира рассмотрят несколько очень важных для России вопросов. Во-первых, это меры по противодействию китайской экономической помощи, которая, по мнению Запада, позволяет России наращивать боевую мощь. А, во-вторых, это окончательное решение судьбы российских активов, которые заморожены в западных банках — в основном, в Европе. А это около $300 млрд.
В ночь на четверг многие западные СМИ со ссылкой на канцелярию президента Франции сообщили о том, что такое решение уже принято. «У нас есть соглашение», — сказал представитель Елисейского дворца.
Агентство Bloomberg уточняет, что детали этого договора окончательно будут утверждены уже после саммита, то есть, подписание самого документа может произойти несколько позже.
«Новые Известия» уже неоднократно сообщали, что предоставить Украине кредит в размере $50 млрд, с тем чтобы он выплачивался за счет доходов от замороженных активов России, предложили США. Там ожидают, что деньги поступят Киеву уже этим летом, но Евросоюз, в банках которого находится основная часть российских денег, боится, что все расходы лягут именно на Европу, тогда как Америка будет пожинать плоды своего «пиар-успеха», как инициатор этой идеи.
К примеру, эксперты британского издания The Financial Times приводят слова советника по национальной безопасности президента США Джейка Салливана, который считает, что эта сделка будет заключена в рамках «довольно специфических с точки зрения того, что она повлечет за собой. (…) Мы все еще спорим о технических деталях и главным образом о том, чтобы это работало в соответствии с нашими принципами… В какой-то момент остаточный риск должен быть кем-то покрыт».
Европейские же дипломаты уже заявили, что ЕС не согласен брать на себя финансовые риски за другие страны и дать США гарантию того, что санкции Евросоюза будут действовать бессрочно, и поэтому каждая страна должна будет взять на себя часть риска.
Проще говоря, согласие по выделению пакета в $50 млрд есть, а вот понимания по поводу того, как будут рассчитываться отдельные его части, пока что нет. Некоторые эксперты считают, что они должны быть рассчитаны исходя из размеров ВВП каждой из стран, а другие предлагают разделение на основе относительного объема замороженных российских активов, которые каждый член G7 держит на своей территории.
Стороны уже договорились, что займы будут структурированы по-разному, исходя из внутренних процедур каждого участника, и каждый из них будет нести риск по предоставленным кредитам, если замороженные активы принесут меньше прибыли, чем предполагалось.
Американское издание The New York Times цитирует в этой связи слова министра финансов США Джанет Йеллен: «Мы предлагаем кредит, который позволит Украине получить решающую сумму финансирования. Кредит будет погашаться за счет доходов, получаемых со временем. Средства, которые предоставит этот заем, обеспечат Украину ресурсами, необходимыми для самообороны и восстановления, и будут оплачены за счет доходов, полученных от активов самого Владимира Путина.
Наше предложение послужит четким сигналом для Путина, что мы настроены на долгосрочную перспективу — он не сможет пережать Украину и нашу коалицию. Оно соответствует внутреннему и международному праву. И оно не исключает принятия дополнительных мер в отношении этих активов вместе с нашими партнерами в будущем».
Журналисты подчеркивают, что решимость заключить эту сделку и помочь Украине есть у всех участников саммита, поскольку выделение этого кредита представляет собой, по их мнению, лучший и единственный способ сохранить помощь Украине и переломить ход конфликта.
«Они хотят показать, что Запад, по сути, все еще един… Речь идет о том, чтобы найти способ продолжать финансировать Украину независимо от того, кто будет президентом США», — цитирует издание Politico слова бывшего высокопоставленного сотрудника Госдепартамента США Дэниела Гамильтона.
Кроме того, ожидается, что в четверг, 13 июня, в рамках саммита Байден проведет совместную пресс-конференцию с Зеленским в знак дальнейшей демонстрации солидарности.
По мнению экспертов, это является очередным испытанием способности президента США поддерживать тот тип международной поддержки Украины, которую он назвал критически важной для более широкой борьбы за будущее демократии и сделал одним из главных аргументов своей предвыборной кампании.
Но, с другой стороны, это также подчеркивает и то, насколько ограничены возможности администрации по реализации этого видения.
Эксперты напоминают, что в четверг США подпишут двустороннее соглашение о безопасности с Украиной, которое обязуется расширить сотрудничество в области военной подготовки, вооружений и обмена разведывательной информацией в течение следующего десятилетия.
США также введут новый раунд санкций против России и организаций, поддерживающих ее военные операции. Но все дело в том, что эти шаги могут быть отменены в случае победы Трампа в ноябре, что заставит США и их союзников искать варианты, более защищенные от перемен в политике Запада.
«Если вы действительно собираетесь что-то предпринять, чтобы защитить Украину от Трампа в случае прекращения американской помощи, уже слишком поздно действовать в ноябре или декабре… Вы должны действовать сейчас», — сказал, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента во время администрации Обамы Макс Бергманн.