Posted 6 июня, 08:56

Published 6 июня, 08:56

Modified 6 июня, 09:01

Updated 6 июня, 09:01

Е-Нива доехала до ПМЭФ-2024

Вопрос дня: когда АвтоВАЗ поставит на «Ниву» ядерный реактор?

6 июня 2024, 08:56
Фото: ТАСС
Е-Нива доехала до ПМЭФ-2024
На открытии ПМЭФ вчера представили концепт-кар E-Niva на базе Niva Travel. Первое же знакомство с новинкой вызывает больше вопросов, чем ответов.

Виктор Левин

При этом представители АвтоВАЗа сразу же оговорились, что «Нива» с электромотором создана «для демонстрации технологических возможностей концерна, о серийном выпуске такой машины сейчас речь не идет.»

И слава Богу, что речи не идет плодить на конвейере столь странный автомобиль. Хотя бы потому, что технологические возможности в Тольятти оказались более чем скромными в сравнении с самыми захудалыми производителями электрокаров.

Объявленный, но ничем не подтверждённый запас хода машины — всего 175 км, а заряжаться от обычной розетки концепт-Нива должна долгие 12 часов. С такими показателями можно никогда не соваться на рынок, где есть хоть какая-то конкуренция и где бюджетные электрокары имеют запас хода от 400 км и больше, а зарядка батареи предполагает в разы меньше времени.

Допустим, что отечественным инженерам просто захотелось показать свои фантазии и направление поисков, а руководству АвтоВАЗа получить под них еще большую господдержку. Но и в этом аспекте демонстрация Е-Нивы не выдерживает критики.

Еще три года назад одна немецкая компания убрала из классической Lada Niva Legend ее древний бензиновый мотор на 83 лошадиные силы (он давно не вписывается в экологические евро-нормы!). На его месте инженеры Schmid GmbH воткнули электродвигатель Elantrie на 65 киловатт, работающий от литий-железо-фосфатных батарей емкостью 30 киловатт-часов. О чудо! Новое сердце обеспечивало старой «Ниве» до 300 километров пробега.

При этом немцы не просили никаких дотаций, льгот, субсидий и повышения утильсбора для конкурентов. Цена Е-Нивы в их исполнении назначена вполне себе привлекательной для покупателей — 19 900 евро.

Бонусом к цене идет ежегодная экономия на топливе. Средний водитель «Лады» в Германии проезжает 14,6 тысячи километров в год и сжигает 2190 литров бензина порядка 3175 евро (275 тысяч рублей). За то же время электрическая Niva потребит энергии на 1174 евро. Стало быть, экономия налицо — около двух тысяч евро в год. Плюс к тому — 10 лет езды без уплаты транспортных налогов!

Что же касается Е-Нивы, то руководство АвтоВАЗа дальше туманных рассуждений о господдержке и потенциального спроса на новинку не идет. Так что скорее всего проект электрификации Нивы останется в русле пиаровских усилий завода.

Да ведь и не в первый раз АвтоВАЗ презентует электрическую машину!

Первый экземпляр Lada El Lada в кузове от «Калины» собрали в 2011 году, а широкой публике его показали на Московском международном автосалоне 2012 года. Тогда же анонсировали мелкосерийную сборку в опытно промышленном производстве АвтоВАЗа.

Технически назвать Е-Калину отечественным продуктом было затруднительно. Асинхронный электродвигатель 60 кВт (82 л. с.), инвертор фирмы MES и зарядное устройство Brusa из Швейцарии. Тяговая литий-железо-фосфатная батарея емкостью 23 кВт/ч состоит из 79 ячеек китайского производителя аккумуляторов Thunder Sky

Однако импортная начинка не гарантировала понятных покупателю преимуществ. Разгон до 100 км/ч оказался совсем «пенсионерский» — за 18 секунд, а максимальная скорость не более 130 км/ч. Заявленный запас хода 140 км на одном заряде на морозе сокращался в три раза (!) при работающей печке.

В качестве «родовых» проблем пользователи называли ненадежный и постоянно воющий редуктор, быстро гниющий кузов, уменьшение клиренса машины, на который давит возросшая на 120 кг масса.

В итоге Е-Калина была похоронена как заводом, так и потенциальными покупателями.

Говорят, что глава Ростеха Сергей Чемезов и глава Минпромторга Денис Мантуров успели приобрести по машине для личных коллекций, а в 2014 г. тогдашний президент АвтоВАЗа Бу Андерссон подарил Элладу королю Иордании.

Кому подарят концепт Е-Нивы, пока неизвестно.

Ну, а мы предлагаем АвтоВАЗу заняться другим проектом. Ведь на следующий ПМЭФ-2025 придется удивлять публику чем-то новым. Почему бы не поставить на «Ниву» ядерный реактор?

В самом деле, на одной заправке ураном автомобиль проедет лет 200 (если не больше), а восхищенная технологическим прорывом публика даже не вспомнит, что уже много лет АвтоВАЗ обещает поставить на «Нивы» новый бензиновый мотор объёмом 1,8 литра и мощностью 120 л. с.

"