Posted 5 июня, 11:38
Published 5 июня, 11:38
Modified 5 июня, 11:40
Updated 5 июня, 11:40
— Важно понимать, что выставочная индустрия — особый сегмент в экономике. А в условиях антироссийских санкций и экономической нестабильности она приобретает ещё большее значение. Выставки стимулируют производство и торговлю, рост экспорта, внедрение инноваций. Благодаря большим отраслевым выставкам рынки насыщаются новыми товарами и услугами.
Ввод санкций и уход западных экспонентов не стал трагедией для выставочной индустрии. Многие участники выставок из недружественных стран ушли, но с просьбой сохранить на будущее уже выполненные финансовые обязательства. Они рассчитывают, что ситуация может поменяться и открыто говорят, что покидать рынок нет экономических резонов… Это с одной стороны. А с другой, освобожденные ими ниши, как мы видим, быстро заполняют российские производители и экспоненты из дружественных стран.
В последнее время мы пристально смотрим на сотрудничество со странами ШОС и БРИКС, изучаем возможности взаимодействия через выставочный сегмент. Сейчас, после того как в 2024 году Деловой совет БРИКС возглавил президент ТПП РФ Сергей Катырин, этот вопрос приобрел особую актуальность, — взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений растет.
Не секрет, что основная выставочная инфраструктура в России располагается, условно, до Урала. Несмотря на то, что формально Российская Федерация занимает сейчас 8-е место в мире по объему выставочных площадей, если считать ее долю в мировом разрезе, она не превышает сегодня 3 процентов. И по количеству выставочных площадок объемом более 5 тыс. кв. метров мы, к сожалению, уступаем и Голландии, и Мексике. Это очень серьезный вызов.
Думаю, здесь целесообразно использовать немного подзабытый механизм государственно-частного партнерства в строительстве региональных выставочных центров. Программируя такие проекты (а, зачастую, они могут быть «якорными», т. е. теми, которые за собой потянут и другие отрасли региональной экономики), надо, конечно, предварительно тщательно оценивать объем рынка на территории субъекта или кластера субъектов, обращать внимание на взаимоотношения региональной власти с инвесторами.
Не только сами производители развиваются благодаря выставкам. Если рассматривать эту сферу шире, то проявляется явная роль мероприятий в развитии регионов. Тут очень много аспектов — создание бизнеса и инфраструктуры крупных городов, увеличение прямых и косвенных поступлений в бюджеты всех уровней (от гостиниц, транспорта, ресторанов, торговли) за счёт притока посетителей выставок и, конечно, создание новых рабочих мест.
Мы недавно в «Экспоцентре» провели первое заседание Рабочей группы, задуманной как своеобразный клуб регионов. Мероприятие было инициировано для формирования эффективной системы взаимодействия ТПП РФ, региональных ТПП и современного «Экспоцентра» в интересах продвижения товаров и услуг региональных предприятий на внутренний и внешний рынки.
Мы отмечаем, что региональные торгово-промышленные палаты стали более активно использовать выставки «Экспоцентра». Мы нацелены на то, чтобы палаты увеличивали количество и масштаб региональных коллективных экспозиций с учетом перспектив развития отраслей того или иного субъекта. Для этого мы разработали специальный инструментарий — «паспорт региона», который позволяет оценить перспективы участия региона в выставках «Экспоцентра» на основе официальных статистических данных Росстата и анализа динамики участия в той или иной выставке. Рассчитываем, что практика формирования региональных экспозиций силами ТПП будет расширяться.
Для повышения заинтересованности ТПП мы продолжаем работу по формированию благоприятных условий взаимодействия с «Экспоцентром», в том числе финансовых преференций для региональных ТПП — организаторов коллективных экспозиций и членских организаций ТПП.