Posted 4 июня, 12:02
Published 4 июня, 12:02
Modified 4 июня, 12:04
Updated 4 июня, 12:04
Александр Куманев
«Госуслуги» — масштабный государственный портал, выступающий единой точкой доступа к различным государственным и муниципальным услугам в электронном виде. С его помощью можно оформить кредит в банке или получить займ в МФО. В профиле содержится конфиденциальная информация о пользователе, что также представляет интерес для киберпреступников, в том числе мошенников.
Несмотря на защищенность, посторонние могут завладеть аккаунтом. Нередко это связано с пренебрежением пользователя мерами кибербезопасности и разнообразными мошенническими схемами. В Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России (Киберполиции РФ) объяснили, как восстановить доступ, и что нужно делать после этого, ведь злоумышленники могут попытаться вновь получить контроль над учетной записью.
Сделать это можно через электронную почту или номер телефона. Сперва нужно открыть госпортал и убедиться, что сайт официальный — в Сети можно встретить всевозможные фишинговые ресурсы, имитирующие официальный сайт. У копии могут быть ошибки в дизайне и коде, тексте. В адресе сайта могут присутствовать ошибки и лишние символы, например, цифры.
Далее на странице авторизации нужно выбрать опцию «Восстановить», затем — ввести телефон или e-mail, а также номер одного из документов. Например, паспорта, ИНН или СНИЛСа.
Нужно ответить и на контрольный вопрос, если он был установлен.
В ответ на запрос система отправит код на телефон или ссылку на электронную почту. Останется создать новый пароль.
Злоумышленники могут изменить данные для входа, чтобы помешать владельцу профиля восстановить доступ. Из-за этого пользователь может не получить код в СМС или ссылку для создания нового пароля. Есть еще один способ вернуть свой профиль в режиме онлайн.
Для этого нужно посмотреть список банков, предоставляющих услуги по восстановлению доступа к «Госуслугам». Далее клиентам кредитных организаций нужно перейти в личный кабинет на сайте или в приложении, чтобы найти опцию «Регистрация на „Госуслугах“. После этого нужно следовать инструкциям сервиса.
Результатом процедуры станет все то же получение пароля на номер телефона, указанный основным в банке.
«Даже если мошенники успели заменить его (номер телефона) в „Госуслугах“ на свой, код для входа получите именно вы», — объяснили в Киберполиции.
Если злоумышленники изменили или установили контрольный вопрос, то решить проблему из дома не выйдет — нужно посетить отделение банка, где предоставляют услуги по восстановлению доступа. Найти ближайший офис можно на сайте банка, открыв упомянутый выше список. Расположение отделений можно посмотреть и на карте «Госуслуг», выбрав в фильтре поиска пункт «Восстановление доступа», как на примере ниже.
Чтобы восстановить доступ в банке, потребуются паспорт и СНИЛС, которые нужно предоставить специалисту, и попросить его вернуть доступ к аккаунту. Обязательно нужно проверить телефона, привязанный к профилю, и если здесь установлен чужой номер, то сразу же заменить его.
Далее менеджер пришлет одноразовый пароль в СМС или на e-mail, который нужен для авторизации. На странице нужно ввести СНИЛС в поле «Логин» и пароль из СМС. Процедура почти завершена — осталось поменять временный пароль на постоянный. Использовать старый пароль в этих целях категорически не рекомендуется.
Сотрудники Киберполиции подготовили инструкцию с действиями, которые необходимо выполнить после возвращения аккаунта на госпортале.
Взломщики могут использовать доступ к аккаунту для получения кредитов и займов. Если этот факт обнаружен, то нужно незамедлительно обратиться в финансовую организацию. Также стоит проверить действия со счетами за последнее время.
Если киберпреступники украли накопление или набрали долгов, нужно писать заявление в банк и МФО, сообщив о взломе профиля в «Госуслугах». Чем раньше, тем лучше.
Злоумышленники разработали множество схем для получения доступа к счетам или конфиденциальным данным россиян, в том числе для взлома «Госуслуг». Их целью является получение денежных средств или личной информации жертвы, что в будущем можно использовать для адресных атак и персонализации мошеннических схем.
В Киберполиции советуют периодически проверять кредитную историю и менять пароль, устанавливая сложные комбинации.
По данным Центробанка РФ, в 2023 году мошенники выманили у граждан 16 млрд рублей. Как сообщил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов, ссылаясь на сведения МВД, у россиян украли 157 млрд рублей, в то время как по оценке банка мошенники заполучили более 250 млрд рублей. В беседе с «Известиями» он рассказал о критической ситуации с киберпреступниками. По подсчетам банка, мошенники ежедневно совершают 20 млн звонков. Кузнецов отметил, что на Украине работают около 400 колл-центров, специализирующихся на мошенничестве в России. 40% прибыли такие конторы передают ВСУ.