Юлия Литвиненко
Первый поэт России и главная красавица высшего света. История любви Александра Пушкина и Натальи Гончаровой до сих пор рождает дискуссии среди историков и исследователей: любила ли она поэта или была холодна и надменна? Почему Пушкин решился на дуэль за нее и что происходило в их семейной жизни? Мнения и оценки исследователей в материале «НИ».
Знакомство и предложение
Наталья Николаевна была пятым ребенком из семи детей Гончаровых. Детство и юность девушка провела в Москве и поместьях Московской и Калужской губерний. Надежда Еропкина, двоюродная сестра близкого друга Пушкина — Павла Нащокина, вспоминала, что Наталья отличалась красотой с ранних лет. Девочку очень рано стали вывозить в свет, и у нее всегда были поклонники.
Отмечалось, что у нее были «необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении». Это, конечно, привлекало многих вокруг. Вместе с тем, отмечает Еропкина, все в ней было «без всякой фальши».
Юная Наталья Гончарова быстро стала первой красавицей города. Александр Пушкин впервые заметил ее, когда девушке было 16 лет.
Их знакомство состоялось на рождественском балу танцмейстера Йогеля в 1828 году. Поэт, сраженный красотой Гончаровой, не стал мешкать и довольно быстро начал сватался к ней.
Как рассказала «АиФ» исследователь-пушкинист, член Союза писателей Татьяна Рожнова, сам поэт признавался друзьям: «Отныне участь моя будет связана с этой молодой особой».
Современники отмечали, что Пушкина пленили необычная красота Гончаровой и ее «прелестная манера держать себя, которую он так ценил».
Однако мать Гончаровой не спешила с ответом. Некоторые считают, что женщину пугала репутация ловеласа Пушкина.
Другая версия гласит, что мать Натальи, говоря, что девушка еще слишком юна для брака, попросту рассчитывала найти дочери более выгодную партию.
Кроме того, не последнюю роль сыграли и политическая неблагонадёжность поэта, его бедность и страсть к картам.
А о любовных победах поэта ходили легенды. Для юной девушки сватовство поэта было очень лестно. Есть мнение, что Гончарова и сама влюбилась в Пушкина и смогла в итоге повлиять на решение матери.
Между тем, прошло два года, прежде чем 6 апреля 1830 года поэт снова решился сделать предложение, которое было принято.
Они венчались в 1831 году в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Оттуда молодые сразу поехали на Арбат, 53, где поэт снял 5-комнатную квартиру в доме Хитрово.
Пушкину тогда было 31, Гончаровой — 18.
Говорят, что при обмене колец кольцо Пушкина упало на пол, а потом у него погасла свеча. Пушкин, будучи очень суеверным человеком, побледнел и сказал: «Все — плохие предзнаменования!»
Брак
За годы совместной жизни супруги сменили семь квартир, три дачи и пережили девять разлук. Пушкин то отлучался из дома по денежным делам, то уезжал собирать материал для очередной книги.
Истории судят об отношениях пары на расстоянии по их переписке. Писем самой Натальи к мужу практически не сохранилось, однако его собственные послания довольно красноречивы. Например, из письма Пушкина своему другу — критику Петру Плетнёву — видно, что поэт ценил в супруге не только красивую внешность.
«Жёнка моя прелесть не по одной наружности», — писал Пушкин.
А вот на балах, по воспоминаниям современников, поэт предпочитал держаться подальше от жены. Утверждалось, что Наталья Николаевна была на 10 см выше своего супруга (177 см), и Пушкину не нравилось, что это комичное неравенство может бросаться людям в глаза.
В те годы Гончарову считали холодной и напыщенной красавицей, которая недостойна такого тонко чувствующего мужа, как Александр Сергеевич.
Так, например, очень нелестно о ней отзывалась русская поэтесса Марина Цветаева. Она считала её «красавицей, без корректива ума, души, сердца, дара» — красавицей, безучастной к мужу, его работе и даже собственным детям.
А поэтесса Анна Ахматова и вовсе напрямую обвинила Наталью Гончарову в смерти мужа, обвиняя ее также в любви к дорогим квартирам, рассказам о своих победах, транжирстве и неумение «властвовать собой».
Однако прошло немало времени, прежде чем историки нашли немало подтверждений, что жена Пушкина была не такой, как о ней отзывались.
В целом, свидетельств о характере Гончаровой-Пушкиной сохранилось меньше, чем замечаний о ее внешности. Но среди основных качеств жены поэта современники называли скромность, молчаливость и сдержанность.
Писем Натальи Николаевны к Пушкину сохранилось очень мало, а из тех, которые изучили историки, представляется образ доброй, спокойной, простой, семейственной женщины.
Старший брат Натальи Николаевны Дмитрий, летом 1831 года навестивший семейство Пушкиных, написал своему деду:
«Меж ими царствует большая дружба и согласие; Таша обожает своего мужа, который также её любит; дай бог, чтобы их блаженство и впредь не нарушалось».
За шесть лет брака Наталья Гончарова родила Пушкину четверых детей.
Пятого ребенка она недоносила: был выкидыш по дороге с очередного бала. За это Пушкин ее строго отчитал, но и в этом случае он беспокоился за её здоровье. Она вела хозяйство, что было весьма непросто при маленьком достатке и вечных долгах: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами — и без того вижу, как он печален, подавлен».
Любовный треугольник: был ли роман у жены Пушкина на стороне?
В 1835 году Наталья Гончарова-Пушкина познакомилась с французским подданным, кавалергардом Жоржем Дантесом.
Как утверждал русский филолог и поэт, пушкинист Модест Гофман, до появления Дантеса никто не мог назвать Наталью кокеткой, привлекавшей к себе поклонников. Однако ухаживания Дантеса за Гончаровой-Пушкиной породили слухи о связи жены поэта с ним.
В 1946 году французский писатель Анри Труайя опубликовал два отрывка из писем из архива Дантеса. В них он рассказывает о своей новой страсти — «самом прелестном создании в Петербурге». При этом в письмах имя дамы не указано, но утверждается, что она якобы тоже его любит и что муж ее «бешено ревнив».
Литературовед-пушкинист Мстислав Цявловский считает, что неизвестная дама — это жена Пушкина. Пушкинист Дмитрий Благой, однако, указал на то обстоятельство, что она все же осталась верна своему долгу.
Сомнение в том, что Наталья Николаевна признавалась в любви к Дантесу и что он безумно любил ее, высказала и писательница Агния Кузнецова в книге «Моя Мадонна».
Советский и российский литературовед Стелла Абрамович считает, что «письма влюбленного молодого человека всегда являются свидетельством, до крайности субъективным»… Поэтому «следует отнестись с сугубой осторожностью к его заявлениям, касающимся Н. Н. Пушкиной… Его слова „…она тоже меня любит…“ свидетельствуют скорее о его самоуверенности, чем о реальном положении дел».
Роковая дуэль
Между тем поведение офицера стало еще более дерзким. Он отпускал неприличные остроты на балах и компрометировал Наталью, чем все больше злил ее супруга.
Пушкин же, по отзывам современников, был очень вспыльчивым человек. Согласно оценкам пушкинистов, поэт за свою жизнь принял участие в более чем 20 дуэлях.
В ноябре 1836 года поэт получил анонимный пасквиль с оскорблениями в свой адрес и в адрес жены. Автор написанного причислил его к «Ордену Рогоносцев» и намекнул на связь Натальи с императором Николаем I. Пушкин же пришел к выводу, что письмо отправил барон Геккерн, и вызвал его приёмного сына Дантеса на дуэль.
Однако в первый раз ситуацию удалось решить мирно, а сам Дантес неожиданно женился на сестре Натальи Екатерине. Однако и после свадьбы он продолжал демонстративно ухаживать за женой поэта.
Тогда поэт написал грубое письмо в адрес отца Дантеса, в котором оскорблял его и утверждал, что его сын Жорж болен сифилисом. Молодой Дантес был в ярости и уже сам вызвал поэта на дуэль, которая и стала для Пушкина последней.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года. Пушкин получил смертельное ранение. Сам Дантес после дуэли был разжалован в солдаты и выслан с жандармами за границу.
Смерть поэта
После дуэли Александр Пушкин прожил 46 часов. Он умирал в квартире на набережной реки Мойки, которую снимал в доме княгини Волконской. Несмотря на старания лучших петербургских врачей, спасти жизнь поэту не удалось.
Как пишут историки, поэт до последней минуты ни в чём не винил жену. Умирая, Пушкин завещал своим друзьям защищать жену от клеветы и сплетен петербургского великосветского общества. Он говорил:
«Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском».
Семилетний траур
Утверждается, что Александр Пушкин завещал жене «носить траур по нему два года», а после этого она была вправе выйти замуж за порядочного человека. Однако Наталья ждала семь лет.
Новые отношения 32-летняя вдова с четырьмя детьми на руках начала с генерал-адъютантом Петром Ланским, которому на тот момент шел 45-й год. Снова выйти замуж Наталья решила сама, понимая, что одна не в состоянии обеспечить детям достойное будущее.