Елена Петрова
«Продавать российские активы за бесценок фаворитам Кремля не будем. Так председатель совета директоров одного из самых крупных итальянских банков UniCredit Андреа Орчел заявил в интервью журналистам Financial Times.
Инвестбанкир с репутацией «волка» превратил итальянский банк в самый успешный на европейском рынке всего за два года. За это он получает самую высокую зарплату среди всех банкиров континента. Но у него есть проблема, которую он не может решить — успешный бизнес в России.
В Риме не могут забыть, что Орчел был одним из итальянских бизнесменов, кто принял участие в онлайн-встрече с российским президентом Владимиром Путиным после начала СВО. Однако два обстоятельства «смягчили» претензии — в 2023 году общий объем выплаченных дивидендов банка составил 8,6 миллиардов евро. Это заглушило голоса критиков в Италии и в Европе. И второе, не менее важное обстоятельство — итальянский банк считается втором, после Райффайзен Банка, по обороту в нашей стране. Кроме того, после 2022 года банк значительно нарастил прибыль в России.
UniCredit был одним из тех банков, которые получили «письма счастья» от ЕЦБ с требованием свернуть российские активы и уйти из России. С тех пор итальянский банк старался не высовываться, но экономические успехи говорят сами за себя.
В 2022 году банк сообщал о том, что потерял в Москве деньги — убытки составили 200 миллионов евро. Но начиная с 2023 года, дела в России пошли в гору. Чистая прибыль от российских активов за два года принесла акционерам банка 665 миллионов. Только в первом квартале 2024 года этот показатель приблизился к 200 миллионам.
Действительно, у банка, как и у всех западных кредиторов немецкого энергетического концерна Linde, который начал строительство газового терминала в Усть-Луге вместе с Газпромом и ушел из России из-за санкций, арбитражный суд в Петербурге потребовал заплатить гарантию. Однако Юникредит удалось вернуть на родину 137 миллионов евро прибыли, заработанной в прошлом году.
Теперь глава итальянского банка прямо говорит: продавать за бесценок либо с невозможностью получить за проданные активы деньги он не собирается.
В отличие от австрийского Райффайзен Банка, который заработал в России в два раза больше Юникредит, а именно, 1,2 миллиарда евро, у итальянского банка значительно больше веса в финансовой системе ЕС. По сравнению с итальянским UniCredit, австрийский банк остается региональным и не входит в число пяти самых крупных банков Европы. Именно поэтому давление на него значительно больше, чем на Юникредит.
Если Райффайзен все-таки свернет свою деятельность в России, Юникредит останется единственным европейским банком, имеющим бизнес после 2022 года.
Видимо, UniCredit может себе позволить ответить фактическим «нет» на требования европейских чиновников. В любом случае, итальянцы не торопятся и ждут осени. После выборов в США многое может измениться.