Иван Петровский
Силовики, действительно, приходили в офис РЖД, но вовсе не за Геворкяном, а за его замом, Давидом Нониашвили. По должности он — начальник службы технической политики Дирекции железнодорожных вокзалов. Нониашвили подозревают в получении взятки в 17 млн рублей от ООО «Бросок» за «беспрепятственное подписание актов приема-сдачи и за ускорение оплаты».
По нашим данным, все произошло 30 мая 2024 года. В этот же день возбудили уголовное дело. После в РЖД прошли обыски, так как компания — место работы подозреваемого. Геворкяна, действительно, допрашивали, но как начальника подозреваемого.
Здесь либо СМИ не сумели проверить информацию, либо преднамеренно исказили ее, но данные об аресте Геворкяна быстро подхватили «коллеги» и стали публиковать, практически не меняя текста сообщений.
Так, закрадывается мысль о том, что кто-то пытается «слить» топ-менеджера компании и подтолкнуть руководство РЖД к эмоциональному решению — уволить на информационном хайпе одного из эффективных работников.
Геворкяна назначили на должность в 2019 году после отставки предыдущего вокзального куратора Виталия Вотолевского. Тогда источники, близкие к РЖД, писали, что увольнение прежнего начальника — это демонстрация всем, что избранных нет. Якобы, при прошлом руководителе дирекция развивалась медленно и несистемно. Менять ситуацию поставили Геворкяна который до этого работал первым заместителем начальника Дирекции скоростного сообщения.
Геворкян — человек не особо публичный. Известно, что он родился в 1982 году, имеет два высших образования — по специальностям экономиста и инженера путей сообщения. С 2001 года работал проводником на Октябрьской железной дороге. Затем работал заместителем, затем — первым заместителем начальника Дирекции скоростного сообщения.
Но, несмотря на свою непубличность, на новой должности новый руководитель сразу начал проявлять инициативу. Источники, близкие к монополии, отзывались о нем, как о человеке с ключевым качеством — он генерирует и принимает решения. Он из тех, кто заставляет работать и двигаться вперёд.
С приходом Геворкяна РЖД-шные вокзалы ждали большие перемены. Кто первым заметил плюсы, так это пассажиры. Практически во всех крупных вокзалах прошел ремонт и модернизация. Где-то, как в Сочи, благоустроили привокзальные площади, новые вокзалы появились в Кирове, Челябинске и других городах, на многих объектах обновили платформы.
Активно развивается безбарьерная среда. Инфраструктура зданий постепенно адаптируется под маломобильных пассажиров: выкладывается тактильная плитка, территория оборудуется лифтами и пандусами.
С конца 2019 года началась большая работа по обновлению залов ожидания с заменой сидений на современные посадочные места с зарядками для телефонов. Аппараты по зарядке стали в принципе больше не нужны, в зале появились официальные камеры хранения для техники с зарядными устройствами.
Еще один важный момент — реализация гостиничных услуг. С приходом Геворкяна на вокзалах переформатируются комнаты длительного отдыха в современные отели сети Smart Hotel, которыми теперь управляет РЖД. В крупных городах появились бизнес-залы, в которых пассажирам могут оказывать дополнительные платные услуги. Заработанные средства теперь тоже идут в бюджет компании, а не частникам.
В зданиях большинства вокзалов появились автоматические камеры хранения нового образца с безлюдной технологией обслуживания. Раньше эта сфера была в «черной зоне». Пассажиры оставляли свои вещи в специальной комнате под присмотром «бабуль» или заметно уставших охранников. Теперь вместо этого появились автоматические камеры хранения. После оплаты в терминале пассажир получает чек со штрих кодом, по которому ему выдается багаж. «Лишних рук» в этом вопросе больше нет. Камеры находятся под управлением Дирекции железнодорожных вокзалов.
Еще одним достижением стало расторжение договоров аренды с владельцами объектов нестационарной торговли на вокзалах Москвы и платформах Подмосковья. Сделали это с целью ввести единые стандарты для таких точек. С приходом Геворкяна полномочия по принятию решения о сдаче в аренду объектов недвижимого имущества возложены на начальников железных дорог, в границах которых расположено такое имущество, вне зависимости от его балансовой принадлежности к какому-либо филиалу ОАО «РЖД».
Привокзальные парковки тоже избавились от «лишних рук». Их вернули Дирекции железнодорожных вокзалов, и, соответственно, вся прибыль остается в компании.
И, пожалуй, главное изменение для обычного пассажира — бесплатный туалет на вокзале. До этого такие «учреждения» держала своя «мафия» и всем пассажирам приходилось искать по 10-15 рублей за использование. Сейчас этот анахронизм исправлен.
Но, очевидно, не все были к этому готовы, так как «кормушка» для многих закрылась. Как мы видим, практически все «лишние руки», «черные схемы», «мафиозные компании» исчезли с дороги чуть меньше чем за 5 лет. Получается, что тех, кто остался недоволен такими трансформациями, осталось много, и многие бы хотели найти нового начальника, с которым было бы проще договориться.