Posted 28 мая, 15:16

Published 28 мая, 15:16

Modified 28 мая, 15:18

Updated 28 мая, 15:18

ГАИ против ГИБДД: почему дорожная полиция вернула себе старое название

ГАИ против ГИБДД: почему дорожная полиция вернула себе старое название

28 мая 2024, 15:16
Как уже сообщали СМИ, 28 мая глава ГИБДД Михаил Черников заявил о том, что его ведомству вернули прежнее название — Госавтоинспекция (ГАИ), которое было отменено в 1998 году. В чем тайный смысл игры в слова, выяснили Новые Известия.

Виктор Левин

Для начала предлагаю вернуться на 30 лет и задуматься: а почему в новой России главы регионов стали называться «губернаторами», тогда как градоначальникам не вернули старорусское название — «городничий»? Ведь патриотичнее было бы не прибегать к французскому «мэр», которое в свою очередь пришло из мертвой латыни.

Причина проста. В массовом сознании благодаря бессмертной пьесе Гоголя «Ревизор» городничий — это пузатый дядька-коррупционер и самодур Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, который покрывает казнокрадов помельче. И что ни делай с этой должностью, а отмыть ее от негативной коннотации невозможно!

Такая же проблема была и у чинов в полиции. Власти постеснялись вернуть в оборот «городовые» (остались участковые), а само ведомство внутренних дел назвать «жандармерией».

Однако в эпоху СССР возникли новые неблагозвучные в общественном сознании термины. И первейшие из них — ГАИ и «гаишник».

К концу 90-х годов 20 века слова «гаишник» и «взяточник» стали синонимами. Вот типичный коммент россиянина из соцсетей:

«Было время (период 90-х и и до конца 2000-х годов) что я их просто ненавидел и даже был случай когда я ушел с дружеского ужина из-за того что там присутствовал работник ГИБДД (ГАИ) и я не просто ушел, а официально объявив что с работником ГАИ за одним столом сидеть не буду.
Мне часто приходилось ездить по просторам России и навидался всего негативного со стороны работников ГИБДД (ГАИ. Почему я так категоричен приведу несколько случаев.
Кальмыкия, останавливают на посту тогда еще работники ГАИ беспричинно, на вопрос в чем дело и почему мне не возвращают документы, вы не поверите ответ был таков: с вас 50 рублей.
На вопрос за что был еще более невероятный ответ, „это мой пост и я его купил“

Засады, облавы, подставы, обдираловка на дорогах — это не полный перечень гаишных грехов. Сущий ад начинался, когда водители шли ставить на учет/ снимать с учета свои транспортные средства, когда надо было пройти техосмотр, сдать на права, разбираться в ДТП… Со временем число неудобств и прегрешений ГАИ переросло в качество отношения.

Именно поэтому в 1998 реформаторы новой России решили сменить название дорожной полиции с ГАИ на ГИБДД. Целью ребрендинга называлось «создание положительного имиджа дорожной инспекции».

Однако новация напоролась на явное противодействие бывших гаишников. Плевать на то, что о нас плохо думают, главное — чтобы боялись, — посчитали в ведомстве и уже в 2001 году Владимир Путин издал указ, согласно которому аббревиатуры ГИБДД и ГАИ считались равнозначными. При этом в 2004 году руководящий орган ГИБДД был назван ДОБДД (департамент обеспечения безопасности дорожного движения), а на патрульных машинах наносили надпись ДПС (дорожно-патрульная служба).

Таким образом, ребрендинг превратился в настоящий, абсурдный ФАРС, в котором место работы одного и того же полицейского можно назвать сразу тремя (!!!) словами.

В этом решении была определенная, но понятная только самим «реформаторам» логика. Во-первых, новых функций или урезания старых у ГИБДД-ГАИ не произошло от слова «вообще». Все вредные привычки и традиции остались.

Во-вторых, слово «инспекция» дает самые широкие возможности для толкования. Хочешь водителей инспектируй, хочешь — дороги, да и вообще все что угодно можно инспектировать, проверять, контролировать, не отвечая за результат.

А вот «безопасность дорожного движения» как главная ЦЕЛЬ ведомства накладывает определённые обязательства перед обществом и вполне конкретную шкалу оценок. Если, скажем, смертность на дорогах растет — значит, ГИБДД работает скверно, а дорожное движение отнюдь не безопасно.

Межеумочному состоянию ГАИ-ГИБДД никак не помешала и реформа всего МВД в 2010 году, когда милиционеры стали полицейскими. Тогда Председатель Совета Федерации Сергей Миронов робко предложил не ограничиваться только игрой словами, а сделать из ГИБДД дорожную полицию, выгнав из нее всех взяточников и урезав кучу ненужных «дорожникам» функций. В Грузии ведь получилось — и все работает как часы.

Увы. Миронова не послушали. ГИБДД осталась на фундаменте советского прошлого и, похоже, в новом-старом названии ГАИ вернется к полному соответствию между формой и содержанием.

А оно, содержание, понятно при виде первого человека с палкой: ты, водитель, всегда не прав.

Что же до общества, то ему указано без всяких обиняков: для вас, дамы и господа, никакого «нового» ГАИ не будет. А кому не нравится — меняйте собственные стереотипы на позитивные.

Сказку про дядю Степу милиционера читали? Ее же Михалков-старший написал. Пора бы знать классиков…