Posted 25 мая, 07:56

Published 25 мая, 07:56

Modified 25 мая, 07:58

Updated 25 мая, 07:58

Кто и по какой цене может взять льготный автокредит в 2024 году

25 мая 2024, 07:56

Как купить машину со скидкой по льготной программе

Самые популярные машины за последние 5 лет подорожали в России в 2-4 раза. Выясняем, откуда у людей такие деньги, и как можно при покупке сэкономить до 35% от стоимости машины.

Мария Соколова

В недавнем материале «НИ» сравнили цены на самые популярные машины в 2019 году с нынешним топом продаж. Самые популярные машины, а это Lada Granta и Lada Vesta подорожали примерно в 2 раза. На третьем месте оказался Haval Jolion, который оказался в 2,5 раза дороже, чем занимавшая это место Kia Rio. На четвёртом месте — «Нива», которая теперь дороже, чем Hyundai Creta в 2019 году. А на пятом месте — оказался дорогой Geely Monjaro. Даже на привезённый по параллельному импорту Monjaro надо было потратить порядка 4 млн рублей. Как в таких условиях люди умудряются ещё покупать машины?

Средняя зарплата в 2019 году составляла 37,9 тыс. рублей, а по итогам 2023 года — 73709 рублей. Инфляция за последние 5 лет составила 41,4%. То есть в реальном выражении зарплаты выросли только на 37%. Автовладельцы спасаются автокредитами. В 2019 году средний размер автокредита составлял, по оценке РОАД, смешные по нынешним меркам 787,2 тыс. рублей. Теперь, чтобы купить новую машину, люди занимают у банков по 1,4 млн рублей.

Такие траты многим не под силу — остаётся надежда на программу господдержки. Правительство субсидирует покупку машин также, как и квартир.

Какие автомобили попадают под программу льготного автокредитования

Под программу льготного автокредита попадают отечественные автомобили стоимостью до 2 млн рублей и степенью локализации от 1600 баллов в 2024 году (в 2025 году эту планку повысят до 2000 баллов, а в 2026 году — до 2500 баллов).

Под эту программу попадают автомобили Lada и УАЗ, а также в 2024 году Haval Jolion в базовой комплектации за 1,999 млн рублей. В феврале 2024 года Минпромторг повысил оценку его локализации на 330 баллов — теперь она составляет 1630 баллов.

А вот «Москвич 3» пока остаётся в стороне — у него уровень локализации оценивается в 1100 баллов (да и то условно, единственный отечественный элемент — блок «Эра-ГЛОНАСС» даёт лишь 40 баллов). В будущем с началом производства кузовов по полному циклу со сваркой и окраской «Москвичи» тоже смогут попасть в госпрограмму.

На заводе уже смонтировали производственную линию на 114 сборочных роботов и выпустили 70 тестовых автомобилей. Сейчас в обозначенные законом 2 млн рублей не помещается «Москвич 3» только в самой дорогой комплектации Комфорт с салоном из кожзама, люком, вариатором и помощниками вождения. Она стоит 2,025 млн рублей.

Удивительно выглядит ситуация с Solaris HS: ранее степень локализации Hyundai Solaris оценивалась в 2000 баллов, Solaris HS собирают из тех же компонентов, но минимальную цену производитель поставил в 2,01 млн рублей, как будто специально не хочет попадать в льготную программу.

Преимущества льготная программа даёт существенные: государство в качестве первого взноса по автокредиту делает оплату в размере 20% от стоимости машины, но не более 625 тыс. рублей. Для жителей Дальнего Востока лимит составляет 25% от стоимости машины. По электромобилям государство готово компенсировать 35% от стоимости, но не более 925 тыс. рублей.

Кто может взять льготный автокредит в 2024 году

Льготная ипотека с господдержкой до 1 июля 2024 года доступна всем, а вот льготный автокредит — только определённым категориям граждан.

Льготный автокредит могут получить:

— Люди с несовершеннолетними детьми

— Покупатели своей первой машины

— Работники государственных медицинских и образовательных организаций

— Люди, сдающие в Trade-in машину старше 6 лет

— Военнослужащие и члены из семей

— Военные пенсионеры

— Все покупатели электромобилей.

Также есть дополнительные ограничения: заёмщик не должен иметь иных автокредитов, оформленных в предыдущем году, и также нельзя оформлять новые автокредиты в текущем году.

Для «АвтоВАЗа» льготные автокредиты — это очень хорошая поддержка. Машины из Тольятти с ней получают ценовое преимущество над китайской продукцией. Но главе «АвтоВАЗа» Максиму Соколову этого кажется недостаточно — в апреле он предлагал повысить утильсбор для машин с мотором объёмом 1-2 литра с 300 до 550 тыс. рублей. Так конкуренты станут ещё дороже, и из программы вылетит Haval Jolion: утильсбор компенсируют производителю при степени локализации от 2000 баллов.

Опыт льготной ипотеки показал, что постоянное предоставление субсидий не приводит к повышению доступности квартир — всю выгоду съедает рост цен. Так и в случае с машинами субсидии позволяют задирать цены на отечественную продукцию. Даже в долларах Lada Granta с 2019 года подорожала на 35%. Повышать цены легко. Но снижать производители не хотят.

Подпишитесь