Posted 22 мая, 13:52

Published 22 мая, 13:52

Modified 22 мая, 13:54

Updated 22 мая, 13:54

Ни соврать, ни списать… Блокчейн может совершить революцию в науке и образовании

Ни соврать, ни списать… Блокчейн может совершить революцию в науке и образовании

22 мая 2024, 13:52
В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Блокчейн в России: тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия науки, государства и деловой сферы». Организаторы — Комиссия ОП РФ по развитию высшего образования и науки, научный проект «Ломоносов» и научно-исследовательский центр «Академия 2030».

Виктор Левин

При всем специальном характере темы в ней есть аспекты, которые понятны каждому и способны вызвать вполне оптимистичное удивление. Вот, например, четыре основных вопроса, касающиеся всех систем науки и образования:

Что такое технология блокчейн и как она связана с образовательной индустрией?

Технология блокчейн — это цифровой реестр, который записывает и проверяет транзакции. Одним из применений технологии блокчейн является безопасное хранение и проверка академических документов, сертификатов и степеней. Он обеспечивает прозрачную и защищенную от несанкционированного доступа систему проверки и обмена учебными записями.

Как технология блокчейна может улучшить безопасность данных студентов в сфере образования?

Технология блокчейн повышает безопасность данных учащихся, устраняя необходимость в централизованных базах данных. Вместо того, чтобы полагаться на единый орган хранения и управления данными, блокчейн распределяет данные по нескольким узлам, что затрудняет хакерам компрометацию или манипулирование информацией. Кроме того, криптографические алгоритмы блокчейна обеспечивают целостность и подлинность записей, снижая риск мошеннических действий.

Может ли технология блокчейна упростить процесс проверки академических полномочий?

Да, технология блокчейна может упростить процесс проверки академических полномочий. При использовании традиционных методов проверка данных об образовании часто включает в себя ручные проверки и задержки. Используя технологию блокчейна в сфере образования, можно создавать неизменяемые записи степеней и сертификатов, которые могут быть легко переданы и проверены работодателями или другими учреждениями. Это устраняет необходимость в трудоемких процессах ручной проверки и снижает административную нагрузку.

Как технология блокчейна может облегчить обучение на протяжении всей жизни и проверку навыков?

Технология блокчейн может помочь в непрерывном обучении и проверке навыков путем создания децентрализованной и портативной системы для хранения и обмена достижениями в обучении. Физические лица могут получать цифровые значки или микросертификаты за прохождение курсов, семинаров или приобретение определенных навыков. Эти достижения могут храниться в блокчейне, что позволяет учащимся демонстрировать свои навыки и полномочия на различных платформах и в учреждениях, независимо от их физического местонахождения.

Однако от хороших идей и технологий до их эффективной реализации на практике — дистанция немалого размера, — об этом говорили участники совещания.

По мнению Максима Тищенко из компании «Мастерчейн», блокчейн-продукты изначально были созданы для финансовых рынков, поэтому другие сферы деятельности требуют не только своих, оригинальных продуктов, но и создания новой инфраструктуры рынка. А она такова, что ведущие игроки организуют его вокруг себя, тогда как небольшие компании обречены на вторые роли. Но Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это конструктор, который позволяет паковать любые вещи. Главное — создать прозрачную среду доверия.

Понятно, что доверие прирастает вместе с опытом и просвещением. КАк рассказал Павел Сидоркин, директор по продуктам «Атомайз», всего за два год первая в России платформа цифровых финансовых активов провела более 200 выпусков. На платформе зарегистрированы около 72 тыс. инвесторов и реализован полный жизненный цикл сделок с ЦФА, включая выпуск, первичное приобретение, обращение, продажу на вторичном рынке и погашение цифровых финансовых активов.

— Мы достигли такой технологической зрелости, не будучи банковской структурой, что можем предлагать широкую гамму продуктов — от инвестиций до благотворительности и образования. — говорит Павел Сидоркин, добавляя, что «Атомайз» развивает и свою Академию ЦФА, которая была создана для корпоративных клиентов, но сегодня готова запустить и образовательный трек для физических лиц.

Еще одна проблема — экономика проектов. Александр Беленов из НЦ «Идея» заметил, что Россия отнюдь не впереди планеты всей по части блокчейна и ЦФА. Причина — в том, что большинство блокчейнов в компаниях приватные и они не торопятся открывать их и пускать туда посторонних. Пользователи платят токенами, чтобы обеспечить децентрализованную инфраструктуру. И на этом проекты стопорятся.

— Мы проработали такой проект в рамках университетской сети, оплата трансакций будет в рублях. — завил Беленов, добавляя, что понятная финансовая схема — триггер всего процесса.

Представитель МГУ обратил внимание еще на одну важную способность блокчейна. Это — противостояние западным санкциям в сфере науки и образования. Международные онлайновые проекты, как известно, стали недоступны с 5 марта 2022 года, когда российским ученым закрыли доступ. Но это бы не произошло в условиях децентрализации, которую и обеспечивает блокчейн и его распределенные реестры.

А вот Михаил Елькин, директор НКО «Академия — 2030», увидел в блокчейне способ противостоять фейкам и дезинформации, которые стали одним из основных угроз человечеству в 21 веке.

По общему мнению, что блокчейн нам нужен не потому что о нем все говорят, а потому что он открывает возможности развития и решения проблем, которые раньше не решались. Нужен так же диалог бизнеса и власти о прорывных направлениях, способных обеспечить решение важнейших социальных и экономических задач.

Переходя к позитивным кейсам рынка, генеральный директор компании «Цифровые активы» Максим Трофимов, рассказал о программе «Цифровой инвестор» для Норникеля. В этом случае работники предприятия получают ЦФА, привязанные к стоимости акций компании и могут получать регулярный доход. В кейсе также есть образовательная составляющая: «Норникель» и «Цифровые активы» ведут масштабную просветительскую работу, объясняя сотрудникам суть цифровых активов и основы цифровой грамотности.

"