Мария Соколова
При упоминании «Волги» вспоминается либо мечта всех советских автомобилистов ГАЗ-21, либо жутковатого вида её наследник — ГАЗ-31105, который пережил череду модернизаций и продержался на конвейере до 2009 года.
Теперь Volga (пишется именно так — латиницей) — это один седан и два кроссовера. Чуда не произошло: это полностью китайские модели.
Седан Volga C40 длиной 4800 мм (оригинальная Волга в последние годы выпуска имела длину 4912 мм) — это копия Changan Raeton Plus. В Китае Raeton CC появился в 2017 году, а в 2022 году прошёл модернизацию и получил название Raeton Plus. То есть в основе лежит модель, которой исполняется уже 7 лет.
Кроссовер Volga K30 посовременнее — это Changan X5 Plus образца 2020 года. Его длина — 4490 мм, что на незаметные 18 мм больше, чем у самой популярной иномарки России — Haval Jolion. Если вы ещё не освоились с китайскими названиями, то новая «Волга» по габаритам попадает как раз между ранее популярными Skoda Karoq и Volkswagen Tiguan.
Третий представитель бренда Volga K40 — это самая современная модель. В девичестве это был Changan Uni-Z, который появился на родине в Китае в 2022 году. По размерам он уже сравним со Skoda Kodiaq (просторный семейный кроссовер, который может иметь 3 ряда сидений и 7 мест), его длина — 4699 мм. Но как китайцы распорядились внутренним пространством — это пока вопрос открытый. Колёсная база большая, но заднее стекло сильно наклонено, а дверной проём для задних пассажиров сильно заужен в угоду дизайну.
Мотор у всех один — это классика китайского «автомобилестроения»: 1,5 литра, 4 цилиндра и турбонаддув. На выходе мощность 188 л. с. Коробка передач — типичная для Китая роботизированная.
Кто и как будет производить новые «Волги»
Несмотря на то, что презентация прошла в Нижнем Новгороде, а сборка идет в цехах ГАЗа, сам «АвтоГАЗ» к этим машинам формально отношения не имеет. Сборкой займётся АО «Производство легковых автомобилей», которое у ГАЗа арендует производственные площади. Впрочем, деньги у новой компании есть. Обещаны глубокая локализация, инвестиции в НИОКР и создание отечественной компонентной базы. Всего вложения должны превысить 60 млрд рублей. Когда все эти планы будут реализованы — не известно. Но премьер Михаил Мишустин уже раскритиковал производителей за то, что руль в машине китайский.
Но уже сейчас «Волги» от оригинальных «Чанганов» отличаются решётками радиаторов в стиле старых «Волг» и бамперами. «Москвич» же и XCite ограничились лишь новыми эмблемами.
Такой трюк с передачей прав на использование бренда «АвтоГАЗ» проворачивает уже не в первый раз. На прошедшей в сентябре 2023 года выставке «Комтранс» был представлен на газовском стенде новый грузовик — Valdai 45. Это китайский Foton Auman, собранный в Нижнем Новгороде в цехах ГАЗа. Формальный производитель — АО «Нижегородские грузовые автомобили». В этом случае тоже обещают локализацию, создание 500 рабочих мест на заводе и 3000 у смежников, а инвестиции должны составить 2,3 млрд рублей.
Вероятно, таким образом завод учится на чужих ошибках и пытается обезопасить себя от санкций. В прошлом году у «АвтоВАЗа» сорвалась сделка с китайским производителем FAW по производству кроссоверов Bestune T77 под брендом «Лады».
Бренд Changan в России не самый популярный, однако в апреле 2024 года занял, по оценке «Автостата», 5 место — было продано 4819 машин, что в 5,7 раз больше, чем в апреле 2023 года. Народ начинает привыкать к «Чанганам».
В Китае же «Чанган» и вовсе держится в топе продаж. Первое место за 2023 года занял китайский бренд BYD благодаря электромобилям, следом идут Volkswagen, Toyota и Honda, широко представленные в бюджетном сегменте, а пятёрку замыкает Changan. На родине компания за прошлый год продала почти миллион автомобилей! Любимая россиянами марка Chery, например, только на 15 месте (500 тыс. автомобилей), а Haval — на 16 месте. Можно сказать, что Changan — это уже производитель с опытом.
Но история показывает, что россияне не жалуют собранные в России иномарки под родными брендами. Даже у «АвтоГАЗа» есть свой печальный опыт. С 2008 по 2010 годы в Нижнем Новгороде производили Volga Siber — это снятый с производства в Америке Chrysler Sebring. Под это дело в США закупили всю технологическую линию.
Мощность завода составляла 100 тыс. автомобилей в год. Но в 2008 году смогли выпустить только 1717 «Сайберов», а продать — лишь 428. В 2009 году кое-как, в основном за счёт госконтрактов, было выпущено 2151 автомобилей. В 2010 году завод осилил выпуск 5065 «Сайберов». Покупатели не оценили недорогую «Волгу» с американской историей.
Не помог исторический бренд и продажам «Москвич 3». В марте 2024 года производитель объявил скидки на 600 тыс. рублей: раньше машина в базовой комплектации стоила 2,22 млн рублей, со скидкой — 1,59 млн рублей. И продажи пошли! В марте было продано почти 3000 машин. «Москвич» так и не попал в топ-10 популярных марок, но уже лучше, чем было. В апреле скидки стали сворачивать, и продажи вновь упали до 2,2 тыс. «Москвичей».
Россияне готовы охотно покупать переименованные иномарки только по ценам ниже рыночных. Что сможет предложить Volga — скоро узнаем. Но надежд на то, что это будут доступные машины, очень мало.
Changan Uni-Z располагается в корпоративной иерархии между Changan Uni-T и Uni-K, которые официально продаются в России. Первый стоит от 2,73 млн рублей, второй — от 3,35 млн рублей. Так что новую Volga K40 могут оценить примерно в 3 млн рублей.
Changan Raeton Plus (Volga C40) позиционируется производителем как менее престижная модель, чем продаваемый в России Changan Uni-V c начальной ценой 2,7 млн рублей. Так что рыночную цену можно ожидать в диапазоне 2,5–2,6 млн рублей.
Рыночная судьба Volga С40 может быть неплохой за счёт госзаказов. «Москвич 6» популярным так и не стал, да и не факт, что найдётся много чиновников, желающих пересесть на Lada. А вот Volga K30 и K40 попадают в переполненную нишу китайских переднеприводных кроссоверов, у которых нет каких-то уникальных особенностей, например, полного привода. Без больших скидок завоевать рынок будет непросто.