Игорь Злобин
Гибель президента Ирана Эбрахима Раиси в авиакатастрофе еще больше обострила враждебные отношения Тегерана с США. Поводом стали санкции, введенные Белым домом еще несколько десятилетий назад, и в том числе, и на поставку запасных частей для авиатехники. Бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обвинил в катастрофе санкции США: «Это будет занесено в список преступлений Америки против иранского народа».
В ответ Госдеп США вынужден был обвинить иранские власти в том, что те сами виноваты, используя 45-летний вертолет американского производства Bell 212 в плохих метеоусловиях. И действительно, для лидера не самой бедной страны в мире, претендующей на геополитические влияние в своем регионе, эта машина выглядела морально устаревшей: она была разработана в конце 1960-х годов, а производилась вплоть до конца 1990-х.
Многие западные СМИ уверены, что вертолет Bell 212, на котором летал Раиси, оказался в Иране еще до исламской революции 1979 года, то есть, еще до введения санкций. Однако некоторые журналисты утверждают, что он был выпушен в 1994 году, но в обоих случаях, для полетов в таких сложных условиях — горы, темнота, плотный туман и дождь — был не слишком пригоден.
Эксперты немецкого журнала Spiegel тоже считают, что эта катастрофа произошла из-за сочетания погодных условий и состояния иранской авиации. В суперсложных условиях летчики должны были регулярно от визуального полета переходить к полету по приборам. При этом они уверены в том, что вертолет, на котором летает человек такого уровня, просто обязан быть оборудован приборами самого последнего поколения. Но, тем не менее, отказало и оно. Как это могло случиться?
Отказ в работе навигационной системы, если он действительно произошел, тоже связан, по всей видимости, с санкциями. Эксперты напоминают, что после того, как западные страны в 1979 году начали вводить санкции против нового режима в Иране, в этой стране по 2023 год произошли 253 авиакатастрофы, в которых погибли 3335 человек.
Британское издание The Financial Times поясняет, как они повлияли на крушение президентского вертолета.
Эксперты издания признают, что обстоятельства, приведшие к крушению, вряд ли могли быть более сложными, поскольку вертолет, налетавший тысячи часов, отправился в путешествие по коварной местности в густом тумане. И тоже считают, что причиной стали именно технические проблемы.
Дело в том, что, как заявил изданию партнер по финансовым и торговым санкциям юридической фирмы HFW Дэниел Мартин, запасные части для технических систем на борту вертолета Bell, безусловно, подлежали бы экспортному контролю со стороны США, Великобритании и Европы. А сама компания Bell Textron пояснила: «Bell не ведет никаких дел в Иране и не поддерживает их вертолетный парк».
Именно поэтому не только вертолеты, но и большая часть всего воздушного флота Ирана остро нуждается в запасных частях.
Основатель Института иранских исследований при Университете Сент-Эндрюс Али Ансари говорит предельно откровенно: «Воздушный флот Ирана — это метафора режима в целом. Он старый, не должен продолжать летать, но летает — пока не перестанет».
По данным авиационной компании Cirium, флот иранской гражданской авиации состоит из нескольких самолетов Airbus A300, производство которых прекратилось более десяти лет назад. Их средний возраст составляет почти 28 лет, тогда как в среднем по миру он более чем в два раза меньше. Ведь даже национальный перевозчик Iran Air летает до сих пор на самолете A300, которому уже почти 40 лет.
При этом был период, когда после ядерной сделки с мировыми державами в 2015 году, некоторые санкции были с Ирана сняты, и он смог заключить сделки на сумму более 40 миллиардов долларов с компаниями Boeing и Airbus для пополнения своего авиапарка. Но в 2018 году Трамп не только отказался в одностороннем порядке от этой сделки, но и ввел еще множество суровых санкций против Ирана.
Не лучше обстоят дела с иранскими ВВС, которые даже старше, чем гражданский флот. В них входят американские самолеты, большинство из которых куплены еще в 1970-х годах, а кроме того, самолеты советского производства и несколько тоже старых французских Mirage F1.
В связи санкциями с аналогичными проблемами уже столкнулась и Россия. Как уже писали «Новые Известия», только за 2023 год полетное время российских гражданских самолетов сократилось на треть. Кроме того, неуклонно растет число летных происшествий в России. А самолеты западных марок, из которых в большинстве своем и состоит авиапарк страны, ремонтируются в основном за счет «каннибализации», когда исправные запасные части снимаются с других бортов. То есть число исправных самолетов постоянно сокращается.
В сентябре 2022 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) оценила безопасность полетов в нашей стране и присвоила России «красный флажок», признав ее неудовлетворительной.