Юлия Литвиненко
В Москве и Санкт-Петербурге планируют открыть магазины беспошлинной торговли. Как рассказали «РИА Новости» в департаменте пресс-службы и информации главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, сейчас ведется соответствующая работа: готовится необходимый пакет документов для организации деятельности таких магазинов.
Речь, в частности, идет об открытии специальных магазинов для дипломатов, сотрудников международных организаций, консульских должностных лиц и членов их семей. В них будут продавать товары, которые обычно не облагаются НДС и некоторыми видами акцизов и пошлин. Это, например, алкоголь, табак, парфюмерия, косметика, украшения, часы, гаджеты.
Работа по открытию магазинов беспошлинной торговли для дипломатов в двух крупных городах страны ведется в соответствии с постановлением правительства России от 26 июля 2022 года.
Предполагается, что цены на товары в магазинах будут установлены в рублях, долларах и евро. Посетить такой магазин может далеко не каждый, а только те, кто сможет предъявить документы, удостоверяющие аккредитацию при МИД РФ.
После покупки будет выдаваться чек с надписью Duty Free, в котором могут указываться и сведения о покупателе.
Как уточняет РБК, информация о покупателях и приобретенных ими товарах будет фиксироваться и передаваться в дипломатический корпус МИД РФ.
Что касается алкоголя для проведения официальных мероприятий, то этот товар будет реализовывать по заявке, подписанной руководителем организации или ведомства. В ней он должен прописать цель приобретения и количество алкоголя.
Хорошо забытое старое?
Стоит добавить, что предлагаемая концепция очень похожа на советскую розничную сеть для дипломатических и военных специалистов «Березка».
В СССР эта сеть была открыта в 1961 году (просуществовала до 1988 года). В магазинах «Березка», которые работали не только в Москве и Ленинграде, но также в Новосибирске и некоторых курортных и портовых городах, зарубежным гостям, дипломатам, советским гражданам, работавшим за рубежом, продавали потребительские товары за иностранную валюту или за чеки Внешпосылторга и Внешторгбанка.
Товары были как импортного, так и отечественного производства.
Появившаяся в 60-х годах «Березка» была своего рода «преемницей» существовавшего до Великой Отечественной войны Торгсина.
Согласно сведениям из реестра Федеральной таможенной службы РФ, в стране работают 162 магазина беспошлинной торговли. Большая часть из них находится в аэропортах.
По мнению гендиректора агентства Infoline Ивана Федякова, новые магазины МИД не похожи на классические точки duty free. В беседе с «Коммерсантом» он пояснил, что в мире существует концепция — «что-то вроде free zone», которые используются для того, чтобы там продавались как импортные товары, так и продукция внутреннего производства.
В зависимости от того, где такие торговые точки будут использоваться, они либо облагались пошлинами, либо — нет. По словам эксперта, это дает хороший экономический эффект. Такие точки могут быть экономически оправданны для обслуживания и населения страны, и для роста товарооборота с близлежащими странами.
Что касается предлагаемого нововведения, то собеседник издания не видит здесь потенциала реализации такой истории:
«Это действительно больше похоже на обслуживание министерских работников или каких-то правительственных сотрудников. Это действительно больше напоминает Советский Союз и магазины „Березка“».
Особенно странно, по его мнению, это выглядит на фоне ситуации, когда перемещения через границу в целом пока еще не ограничены и товары также могут ходить достаточно свободно.
В самом ГлавУпДК, напротив, подчеркивают, что новые магазины «ошибочно считать возрождением „Березок“ советского времени».
Такое мнение разделяет и директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева. Она отметила, что магазин duty free для дипломатов — это совершенно та же история, что и в аналогичных торговых точках этого формата. Однако эти магазины должны находиться в городе, и доступ осуществляется строго по документам, подтверждающим принадлежность покупателя к дипломатической группе лиц.
Впрочем, говорить о том, что подобные точки как-то существенно помогают рынку, нельзя. Тем не менее, отметила Дзоблаева, это устоявшаяся мировая практика для того, чтобы дипломаты могли покупать товары в соответствии с их статусом.