Ирина Мишина
Отказ от Болонской системы был объявлен еще 2 года назад, 6 июня 2022 года. За эти 2 года старую-новую систему образования начали внедрять шесть вузов, причем в основном по инженерным специальностям.
В качестве экспериментальных площадок выбрали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому.
«Не думаю, что этих 6-и вузов достаточно, чтобы понять все, что надо менять в профстандартах высшего образования. Этого недостаточно для выработки новых моделей высшего образования», — считает научный руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Но ректоры и работодатели настроены оптимистично: ведь востребованные сейчас инженерные специальности — это практически гарантированный целевой набор.
Напомним: целевой набор — это когда работодателем гарантировано поступление на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если обучение оплачивает предприятие, то студент обязуется отработать у него в течение установленного в договоре срока.
Если направление выдаёт государственный орган, то отрабатывать придётся по государственному распределению. Из плюсов целевого набора — бесплатное обучение и гарантированное трудоустройство. Из минусов — обратная сторона распределения. Судите сами, какой непростой задачей для производственников будет удержать у себя сотрудников с хорошим образованием и со стартовой зарплатой в 50-70 тыс. рублей.
Возникает естественный вопрос: что будет с теми, кто сейчас учится по прежним системам — бакалавриата и магистратуры?
В Минобразования рассказали, что студенты, который учатся по программе бакалавриата, смогут завершить учебу, не переходя на новую систему высшего образования. Прием в вузы в этом году пройдет по нынешней системе — абитуриентов будут принимать в том числе на бакалавриат. И дипломы с этой степенью в дальнейшем будут признаваться наряду с дипломами нового образца, изменения не повлияют на их значимость.
Что же нового появится в итоге в нашей системе высшего образования?
«Это будет высшее образование и специализированное высшее образование», — цитирует Фалькова ТАСС. По словам министра, для некоторых специальностей четырехлетнего образования не достаточно — нужно учиться пять и более лет. Среди таких направлений Фальков выделил медицину, педагогику и инженерные науки.
О том, что Россия намерена отказаться от Болонской системы высшего образования, принятой в едином учебном пространстве для ведущих европейских стран, министр высшего и среднего образования Валерий Фальков заявил еще 2 года назад. И вот мы уже 2 года отказываемся от Болонской системы, и все никак отказаться от нее не можем. Когда встал вопрос о сроках, один из участников совещания сказал, что «процесс разработки двигателей „может занять до 30 лет, зато результат будет стабильным“…
Пока известно одно: вузы-пилоты до 30 июня 2023 года должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и новые образовательные программы. Но при этом — внимание! — на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры. То есть отказываясь от старого, мы живем по его принципам?
«Система образования достаточно консервативна. Постепенный переход к Болонской системе занял 15 лет, поэтому для введения другого формата тоже потребуется время. Однако, сочетая опыт советской системы и достижений российского образования, можно сделать проект на длительную перспективу.
В чем задачи пилотного проекта? С одной стороны, мы должны сохранить заинтересованность в российском образовании для зарубежных студентов, которые обучаются по 4-х летним программам. Оно должно признаваться за границей. С другой стороны, для подготовки российских студентов будут введены более длительные программы с 5 и 6 -и летним обучением. Например, это будет в медицине, педагогике, информационной безопасности, инженерных специальностях», — заявил «НИ» ответственный секретарь Координационного совета Минобрнауки России, доцент МГУ Александр Макуренков.
Напомним основные моменты пилотного проекта:
— два уровня высшего образования — базовое и специализированное (магистратура);
— базовое — от 4 до 6 лет, магистратура — от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, от конкретной квалификации, отрасли и т. д.);
— обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим;
— аспирантура выделена в отдельный уровень профессионального образования.
В будущем изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, «бакалавр», и направление подготовки, без сроков обучения. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации.
Переход из одной системы в другую, как выяснилось, действительно не такое уж и простое дело. И тут многое связано со спецификой педагогики.
«Надо переписывать учебные планы, программы, пересчитать стоимость программ. Если мы переходим с 4-х летнего образования на 5-и летнее, надо пересчитать и количество бюджетных мест, а это дополнительные расходы», — пояснил «НИ» проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Многие работодатели задаются сейчас вопросом, не будет ли 4-х летнее образование недостаточным для современного рынка труда.
«Во времена СССР в МГУ учились 5 лет, а в Плехановском институте народного хозяйства — 4 года. Есть потребности рынка труда, которые требуют быстрой подготовки конкретных специалистов. Но есть и науки, которые нуждаются в более глубокой теоретической подготовке», — считает профессор экономики Александр Сафонов.
С ним согласна ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова:
«Уже сегодня вузы, отвечая на запросы работодателей, разрабатывают программы магистратуры разной продолжительности. Например, у МИСИС есть опыт реализации адресных программ подготовки длительностью 10-12 месяцев по заказу бизнес-партнеров. Опыт университета показывает, что, в зависимости от отрасли, получить востребованные знания и навыки за один год вполне возможно».
Но если верить вице-премьеру Чернышенко, сроки обучения в рамках новой модели высшего образования будут следующими: в базовом высшем — от 4 до 6 лет, в магистратуре — от 1 до 3 лет дополнительно к базовому высшему.
А что же с гуманитарным образованием? Или оно осталось за бортом экспериментов?
По мнению ответственного секретаря Координационного совета Минобрнауки России, доцента МГУ Александра Макуренкова, гуманитарные вузы тоже затронут перемены.
«Экономика, социология, журналистика — в этих областях, сохранится комбинированная система. Будет два варианта обучения: 4 года или 5 лет. Но уже без названия „бакалавриат. В любом случае название уровней образования изменится: скорее всего, будет высшее и специализированное высшее. То есть высшее — 4 года или 5 лет, а специализированное высшее — плюс еще 1-2 года. Сроки обучения будут уже зависеть от выбранного направления“, — пояснил Александр Макуренков.
А вот что касается целевого набора, вопросы, судя по всему, остаются. Работодатель потратил определенные средства на обучение студента, и если после выхода на работу молодого специалиста что-то не устроит, придется делать выбор. А что именно его может не устроить — вполне предсказуемо: это невысокая стартовая зарплата.
«Если условия трудоустройства молодого специалиста не устроят, он просто должен будет вернуть деньги работодателю, которые тот потратил на оплату образования. Если, к примеру, за обучение молодого специалиста заплатили миллион, и он может его вернуть, вопросов нет. Но вот если его финансовые возможности этого не позволяют, придется отработать столько, сколько нужно по условиям договора», — резюмирует проректор финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Проблема еще и в том, что целевой набор идет в основном по медицине, инженерным наукам и транспорту, а половина выпускников выбирают в качестве ЕГЭ Обществознание.
«Запросы семьи и государства тут во многом не совпадают. Все меньше ребят выбирают на ЕГЭ физику, профильную математику — их трудно сдавать — а без этого как набрать инженеров? Бывает и так, что поступивший по целевому набору не справляется с программой, и родители за свой счет возмещают расходы. Если все же дело доходит до выпуска, то сейчас обсуждается предложение: снизить отработку с 5 до 3-х лет», — заявила «НИ» научный руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Времени для решения всех спорных вопросов остается не так уж много. До 30 июня 2023 года российские вузы должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и новые образовательные программы.