Анна Скудаева
К такому выводу пришли судьи Конституционного суда (КС) России в ответ на обращение москвички Елены Сельковой.
Как следует из текста определения КС, размещенного на официальном сайте и подписанного председателем Валерием Зорькиным, столичный экс-депутат Елена Селькова решила оспорить конституционность части 1 статьи 20.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Эта статья устанавливает административную ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской, экстремистской либо иной атрибутики или символики, публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Обратиться в КС депутата вынудила ситуация, когда ее привлекли по этой статье к административной ответственности за то, что несколько лет назад она разместила в соцсетях несколько сообщений о деятельности Штабов* Навального с символикой этой организации. На момент публикации информация не была противоправной. Однако через некоторое время организацию Алексея Навального** признали экстремистской.
«Заявительница просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим ряду статей Конституции Российской Федерации, поскольку оно, по ее мнению, позволяет привлекать к административной ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось административным правонарушением», — говорится в определении КС.
Однако добиться удовлетворения своих требований в суде экс-депутату не удалось. Хотя законы страны содержат прямой запрет на уголовное и административное преследование граждан за деяния, которые не считались противоправными в момент совершения, КС указал, что в случае с постами в соцсетях этот принцип не работает.
Нарушения такого рода суды признают «длящимися».
«Противоправность данного деяния заключается в самом факте публичной демонстрации (пропаганды) символики экстремисткой организации. При этом момент размещения соответствующей символики способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц, не имеет правового значения, поскольку после признания судом организации экстремисткой публичная демонстрация ее символики запрещена и должна быть прекращена», — пояснили в суде.
На этом основании в КС пришли к выводу о том, что «оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте».
В итоге суд отказал Елене Сельковой в принятии жалобы.
Как прокомментировала произошедшее юрист Анна Смирнова, определение КС может повлечь плачевные правовые последствия не только для заявительницы, но и для «неограниченного круга лиц» — то есть, для всех жителей страны.
«Решения о преследовании граждан за старые посты в соцсетях раньше уже принимали суды в нескольких регионах страны. Однако до вынесения определения КС у людей, подвергнутых наказанию, оставалась надежда на пересмотр их дел», — указала юрист.
По ее словам, формально в России отсутствует прецедентное право, но наличие решения или определения КС по определенному вопросу, несомненно, накладывает отпечаток на формирование соответствующей судебной практики.
«Судьи за обзорами КС следят и учитывают рекомендации в своей практике. Мой совет россиянам один: если вы не хотите неприятностей, обязательно пересмотрите свои публикации в Интернете. Если в них есть упоминания об организациях, произведениях или символах, признанных экстремистскими, такие публикации в целях собственной безопасности лучше удалить либо хотя бы перевести в разряд „видимых только себе“. В противном случае при возникновении к вам оперативного интереса вы можете получить неожиданные осложнения», — сообщила юрист.
Она напомнила, в частности, о нашумевшем деле 72-летнего Леонида Гозмана***, экс-советника премьер-министра РФ Егора Гайдара. В августе 2022 года Гозман был задержан в Москве и арестован на 15 суток. В качестве повода для задержания оппозиционера полиция назвала пост Гозмана девятилетней давности, опубликованный в 2013 году.
В тексте сообщения силовики усмотрели признаки «публичного отождествления СССР и нацистской Германии». На Гозмана за это составили административный протокол по ч. 2 ст. 13.48 КоАП. Как только он отбыл 15-дневное заключение, его вновь задержали на выходе из спецприемника, составив на политика очередной протокол.
После выхода из заключения политик покинул территорию РФ.
*Признаны экстремистской организацией, ликвидированы и запрещены в России.
**Российский оппозиционный политик (04.06.1976 — 16.02.2024), скончался в заключении, при жизни был включен Росфинмониторингом в реестр экстремистов и террористов.
***Внесен Минюстом в реестр иноагентов.