Posted 15 мая, 19:39
Published 15 мая, 19:39
Modified 16 мая, 13:10
Updated 16 мая, 13:10
Николай Владимиров
Стоит отметить, что предыдущий самый массированный удар по Белгороду ВСУ нанесли 30 декабря прошлого года также «Вампирами» и «Ольхой», как утверждало Минобороны РФ. Тогда в городе погибли 25 человек, в том числе дети, 109 белгородцев получили ранения. Можно предположить, что тот удар по Белгороду рассматривался Киевом как месть за массированный обстрел территории Украины российскими войсками 29 декабря.
Еще одна затяжная ракетная атака, правда, без серьезных последствий для жителей, случилась в знаковые время и дату — в 4 утра 9 мая.
С тех пор город постоянно подвергался атакам со стороны ВСУ с территории Харьковской области, но без такого количества жертв, как 12 мая 2024 года. В этот выходной день, как сообщал Telegram-канал издания Бел.Ру, российские системы ПВО сбили над городом шесть ракет «Точка-У», четыре реактивных снаряда РСЗО «Вампир» и два — РСЗО «Ольха».
Напомним, что «Точка-У» — тактический ракетный комплекс советской разработки с дальностью поражения до 120 км. РСЗО «Вампир» — усовершенствованный чешский аналог «Града». РСЗО «Ольха» — ракетная система на основе установки РСЗО «Смерч» советской разработки и новой корректируемой ракеты, не так давно разработанной украинскими инженерами. Дальность стрельбы у «Вампира» — 38-42 км, у «Ольхи» — 130 км.
Части сбитой российской ПВО ракеты «Точка-У» упали на многоквартирный дом на улице Щорса, 55A. Один из фрагментов взорвался на уровне второго этажа, из-за чего произошло обрушение всего подъезда с первого по десятый этажи. И уже когда спасатели прибыли на место ЧП и начали разбирать обломки дома, на это место обвалилась часть крыши здания (или перекрытие подъезда).
Происшествие произошло в начале дня, СМИ о нем оперативно сообщили. Было понятно, что под завалами может быть много гражданских лиц. Однако это не остановило ВСУ, которые весь день с небольшими интервалами били по Белгороду. Из-за этого спасателям приходилось несколько раз прерывать операцию. Губернатор Белгородской области Гладков, его зам Базаров и руководитель «скорой помощи» Жиров оперативно прибыли на место трагедии и помогали устранять последствия взрыва, лично участвуя в разборе завалов.
Из-под обломков подъезда удалось вытащить живыми 17 человек. Как позднее рассказал губернатор Гладков, всего получили ранения 27 человек. На тот момент было известно о 15 погибших. В последующие дни из-под завалов извлекли еще два тела.
В результате других обстрелов города в этот день было много «прилетов» в жилых зонах. Так, на улице Королева снаряд влетел в балкон многоквартирного дома. Эти обстрелы унесли жизни еще трех человек — двух взрослых и ребенка. Таким образом, кровавый счет украинских ударов по Белгороду 12 мая составил 20 жизней мирных граждан, что сопоставимо с «новогодней» атакой на город.
Но удары ВСУ по Белгороду на этом не закончились — буквально утром следующего дня силами ПВО над областью было уничтожено 12 реактивных снарядов РСЗО «Ольха» и 12 БПЛА. Еще 16 снарядов РСЗО RM-70 Vampire были сбиты вечером.
В понедельник от атаки ВСУ пострадали семь белгородцев — из них двое мужчин с черепно-мозговыми травмами доставлены в областную клиническую больницу в тяжелом состоянии; еще четверых с осколочными ранениями разных частей тела поместили в городскую больницу №2.
Во вторник также были раненые из-за обстрелов города — женщине осколком повредило позвоночник. В этот день автобусы в Белгороде успевали проехать разве что пару остановок между сигналами о ракетной опасности.
«Так и жизнь белгородцев сейчас: от остановки до остановки, от укрытия до укрытия, от обстрела до обстрела… Видим родной любимый город каждый день — и понимаем, что на самом деле означает „взаперти“, — написал в Telegram-канале Бел.Ру главный редактор издания Евгений Грицков.
И такие налеты и удары продолжаются до сих пор. Беспилотники-камикадзе охотятся в регионе за всем, что движется — частными легковыми автомобилями, тракторами в поле и т. п. Достается от них и хозяйственным постройкам, и коммерческим объектам. И снова раненые — в среду женщину с баротравмой и осколочными ранениями различных частей тела доставили в областную клиническую больницу.
Какие цели могут ставить перед собой украинские военные, обстреливая фугасными и кассетными снарядами и боеголовками ракет невоенные объекты? Ведь российские РСЗО или другие военные системы из самого Белгорода не стреляют — это бессмысленно из-за уменьшения дальности полета снарядов (проще бить от границы). Крупные военные склады в Белгороде тоже вряд ли кто-то решится разместить с учетом риска для жизни мирных граждан.
Допустим, цель ударов — ТЭЦ или хранилища топлива (опять же гражданские). В одном из районов города, попавшем под обстрел в эти дни, кстати, пропадал свет. Поэтому данная версия может представляться наиболее правдоподобной. Но зачем тогда по ним бить неуправляемыми ракетами той же РСЗО «Вампир», зная о плотной городской застройке в районе энергообъектов?
Очевидно, такой всплеск ракетной активности ВСУ в последние несколько дней связан с менее рациональными соображениями. В значительной степени мотивация украинцев — месть.
Но не за аналогичные атаки ВС РФ по украинским энергообъектам, а за начавшееся в ночь с 9 на 10 мая наступление ВС РФ в Харьковской области. К которому, судя по развитию событий, ВСУ и политическое руководство страны оказались неподготовленными. На данный момент российские штурмовые группы взяли под контроль уже свыше десятка населенных пунктов Харьковской области и почти без помех дошли до города Волчанска, первого более-менее серьезно защищенного украинского населенного пункта в регионе.
В частности, 12 мая, в день самых массированных атак на Белгород, Минобороны РФ заявило, что были взяты под контроль населенные пункты Гатище, Красное, Мороховец и Олейниково. А у Дегтярного, Волчанска и Казачьей Лопани были поражены живая сила и техника противника.
Последний населенный пункт в этом списке очень интересный. Многие москвичи и жители других городов, путешествовавшие на Украину в мирное время, помнят это местечко на границе двух стран, где поезд останавливался и пограничники проверяли документы. Сейчас же этот населенный пункт имеет известность другого рода — именно из него, по данным российских военных, происходят ракетные обстрелы Белгорода.
То есть происходит то самое создание «санитарной» (буферной) зоны вокруг Белгородской области, которое уже не раз было обещано российскими властями. Если проложить маршрут на карте, то от Белгорода до Волчанска 55 км. Сам украинский (пока еще) город находится на удалении от госграницы в 5-7 км. Получается, что если буферная зона будет создана на такую глубину по всей линии границы, у РСЗО «Вампир» уже не будет возможности добивать до Белгорода.
А это самый дешевый и простой способ для ВСУ атаковать областной центр. Как сообщил «Новым известиям» главный редактор Бел.Ру Евгений Грицков, основной проблемой для города является именно то, что предельная дальность полета снарядов «Вампира» позволяет ВСУ бить от границы до центра Белгорода.
То есть полгорода оказывается под огнем, отмечает журналист. А могут снаряды долететь и до южного, «спального» района. При этом Евгений Грицков отмечает, что ПВО с РСЗО сейчас справляется лучше, чем в начале атак ВСУ на город, но «всё сбить нереально».
Ракет «Точка-У» у Украины осталось совсем немного, и они больше не производятся, а «Ольха» — местного производства, с которым сейчас в силу регулярных ракетных и авиационных ударов по предприятиям ВПК Украины также большие проблемы. Так что, будем надеяться, белгородцам вскоре удастся немного успокоиться.
Кроме того, взятие Волчанска (который уже частично контролируется ВС РФ) и Липцов, как утверждают военные Telegram-каналы, позволит ствольной артиллерии российской группировки войск начать «работать» по объектам в Харькове. Наверняка это заставит ВСУ переключить часть своих ракетных комплексов на борьбу с российской артиллерией, и это тоже облегчит жизнь белгородцев.