Екатерина Цветкова, Татьяна Свиридова
Госдума и Совет Федерации завершают формирование нового состава российского правительства. Несмотря на минимальные изменения в кадровом составе кабинета, они определяют направление дальнейшего развития страны.
Драйвером роста экономики на ближайшие годы останутся бюджетные инвестиции в оборонный сектор. ОПК, в свою очередь, даст толчок инвестициям, науке, социальной и многим другим сферам. Но слишком продолжительный милитаристский импульс обернётся новыми проблемами.
Предложенный президентом на пост министра обороны Андрей Белоусов — потомственный учёный, десятилетия занимавший различные должности в правительстве РФ и окружении главы страны. На протяжении всей карьеры он настаивал на установлении ведущей роли государства в экономике, расширении объёма госинвестиций, смягчении налогово-бюджетной и кредитной политики.
Считается, что именно Белоусов является автором проекта построения в России мобилизационной экономики. В соответствии с его предложениями расходы на национальную оборону в 2024 году были увеличены более чем на 60 процентов — до 10,38 трлн рублей. Теперь на эти цели направляется 6,7 процентов российского ВВП. Это лишь немногим меньше, чем в наиболее милитаризированный период истории СССР.
Инвестиции в оборонный комплекс позволили российской экономике в целом, несмотря на все негативные прогнозы, вырасти в 2023 году на 3,6%. Дополнительные средства получили гражданские секторы экономики. В числе лидеров — строительная отрасль, сдавшая на 7,5 процентов жилья больше, чем годом ранее. Реальная начисленная заработная плата в России в 2023 году увеличилась на 7,8%.
Первые заявления Андрея Белоусова в качестве кандидата на должность главы Минобороны свидетельствуют о том, что выбранное направление будет расширяться.
Выступая в понедельник на слушаниях в Совете Федерации он подчеркнул, что в числе его главных задач — решение вопросов о предоставлении участникам СВО жилья, расширении возможности их обслуживания в гражданских медучреждениях и развитии электронного документооборота для преодоления бюрократических проволочек. Каждое из названных направлений достойно учреждения отдельной госпрограммы.
О наращивании милитаристского импульса говорит о состоявшееся накануне утверждение Госдумой на посту первого вице-премьера ранее занимавшего пост главы Минпромторга Дениса Мантурова.
Он — куратор оборонной промышленности. В том числе, все последние годы Мантуров работал в тесной связке с гендиректором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым. В состав корпорации входят ведущие предприятия по производству танков и других видов вооружений. Повышение статуса позволит новому первому вице-премьеру принимать все решения самостоятельно, не оглядываясь на мнение многочисленных лоббистов и второстепенных властных структур.
Одновременно с этим ставка на оборонный сектор как единственный локомотив роста экономики несёт и риски.
Данные о первых негативных сигналах содержатся в бюллетене департамента исследований и прогнозирования Банка России «О чем говорят тренды». В нём говорится, что в первом квартале 2024 года экономика «продолжила отклоняться вверх от траектории сбалансированного роста».
Такую ситуацию принято называть в академической среде «перегревом экономики». Она чревата превышением спроса над предложением, ростом уровня инфляции и девальвацией рубля.
Косвенное упоминание об этом сценарии содержится в одном из последних выступлений Алексея Белоусова на посту куратора экономического блока правительства. Выступая 8 мая на выставке-форуме «Россия», он заявил, что экономике надо приспособиться к «тем структурным изменениям, которые сейчас в ней происходят и будут происходить». Он уточнил, что имеет ввиду высокий уровень ключевой ставки ЦБ и инфляции. Они начнут снижаться только в 2027 году.
О рисках «перегрева» говорят и эксперты. Доктор экономических наук, зав. лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев отмечает:
«Очень важно балансировать, чтобы военные расходы не приобрели откровенно негативный эффект для общей экономики. Я думаю, что Белоусов в состоянии координировать эту ситуацию».
Эксперт уверен, что придаваемый экономике через ОПК импульс развития может быть продолжительным:
«Эта ситуация достаточно опасна, так как может привести к стагнации и кризису. Высокие военные расходы возможны, но непродолжительное время. Это очень тонкий момент. Надо смотреть и за структурными изменениями, и за перегревом. Мировая практика знает такой опыт. Но экономическая теория согласна с тем, что такая ситуация не может сохраняться долго».
Как прокомментировали назначение Белоусова в Институте изучения войны, у претендента на пост главы Минобороны нет военного опыта. Как, впрочем, не было его и у Сергея Шойгу. Эксперты ISW полагают, что назначение экономиста на пост министра Минобороны говорит о том, что украинский конфликт затягивается. И задача нового главы оборонного ведомства именно в том, чтобы объединить военную и экономическую политику. России сейчас нужнее танки.