Posted 13 мая, 06:44

Published 13 мая, 06:44

Modified 13 мая, 06:46

Updated 13 мая, 06:46

«Это рупор кремлевской пропаганды!». Почему США так боятся сети TikTok

13 мая 2024, 06:44
Американские политики всерьез опасаются, что социальная сеть TikTok окажет влияние на исход президентских выборов, которые состоятся в ноябре этого года.

Игорь Злобин

В конце апреля Конгресс США одобрил законопроект, который требует от владельца TikTok, китайской компании ByteDance, продать ее американскому собственнику. В противном случае соцсеть может быть запрещена на территории США в связи с угрозой утечки личных данных американских пользователей.

TikTok во много раз эффективнее других сетей

В реальности дело обстоит куда сложнее: американские аналитики Института Брукингса выяснили, что в этой сети резко активизировалась российская пропаганда. Это происходит в том числе и потому, популярность TikTok растет быстрыми темпами.

По данным опроса социологов исследовательского центра Pew Research Center, доля взрослых американцев, признавшихся, что пользуются ей, выросла с 21% в 2021 году до 33% в 2023-м, обогнав показатели всех остальных социальных сетей, включая и популярный в США X-Twitter* (22%). И особенно это заметно в молодежной аудитории (18-29 лет), об использовании TikTok в ней заявили 62%.

Российский сегмент TikTok растет как на дрожжах

Между тем, другое исследование выявило 70 TikTok-аккаунтов, связанных с российскими властями. Причем, с начала 2024 года в 46-ти из них сообщения публикуются регулярно, а в трех самых активных ежедневно публикуются в среднем по 10 и более постов.

Исследователи отмечают, что средняя активность пророссийского пропагандистского аккаунта в TikTok выросла с нуля публикаций в день в январе 2022 года до пяти в 2024-м. Кроме того, если в 2022 году посты в этих аккаунтах TikTok собирали ежедневно примерно 3 млн реакций лайков, просмотров и комментариев, то сегодня уже 13 млн.

При этом, даже несмотря на то, что активность прокремлевских аккаунтов в Telegram и X (бывший Twitter) традиционно пока что остается намного более высокой, чем в TikTok (в пять и в девять раз, соответственно), вовлеченность пользователей TikTok во много раз выше: в этой сети одна публикация в среднем собирает примерно 100 тыс. взаимодействий, то есть в 3,5 раза больше, чем в Telegram и в 20 раз, чем в X (бывший Twitter). Аналитики уверены, что это происходит за счет более молодой и активной аудитории этой сети.

Исследование показало также, что в российских аккаунтах TikTok с приближением выборов участились публикации на политические темы, связанные с США. Они занимают примерно 5% от всего контента, тогда как в сети X, считающейся самой популярной у политиков и журналистов ее доля составляет 4%, в Telegram и вовсе — 1%.

Байден старый, а Трамп веселый

В качестве примера, эксперты приводят публикации прокремлевских аккаунтов в TikTok по поводу кандидатов на президентских выборах в США. Что касается Джо Байдена, то в связи с его именем сообщается, как правило, информация о нелегальной иммиграции в США, о его возрасте и оговорках на публике.

Тогда как в публикациях о Дональде Трампе делается акцент на его чувстве юмора, на его критическом отношении к НАТО, или на выпущенной им коллекции обуви. Кроме того, критикуется выборная система США и распространяется информация о том, что итоги выборов 2020 года, на которых Джо Байден победил, были сфальсифицированы.

Правда, при этом аналитики не склонны драматизировать ситуацию и утверждать, что влияние российского сегмента TikTok настолько сильно, что Кремль сможет повлиять на исход предстоящих выборов. К примеру, в такой же ситуации в 2016 году информационная кампания России в сети Twitter серьезного влияния на избирателей не оказала.

TikTok нужно не запрещать, а использовать

Дело в другом. Аналитиков беспокоит, что российская сетевая пропаганда в странах Запада с использованием искусственного интеллекта, который генерирует фейковый контент, способна распространить огромные объемы достоверно выглядящей дезинформации именно в популярном TikTok.

И поэтому они уверены, что эту сеть нужно не запрещать, как это намереваются сделать в США, а наоборот — использовать ее возможности для эффективной конкуренции с кремлевской пропагандой, поскольку именно в этом и состоит главное преимущество демократии и открытого общества.

Как утверждают авторы доклада Альянса в защиту демократии (Alliance for Securing Democracy), запреты на подобный контент не повышают, а наоборот снижают устойчивость аудитории к популистской пропаганде, лишая ее возможности эффективно полемизировать с ней.

* Бывший Twitter, заблокирована в РФ.

Подпишитесь