Виктор Левин
Последние 20 лет проблема безопасности китайских автомобилей была главным тормозом на их пути в Европу и США. Сами китайцы не очень-то стремились получать «звезды» в испытаниях по жестким нормам Euro-NCAP, а европейские эксперты в свою очередь прозрачно намекали: мы, дескать, в курсе, что ваши скороспелые колесницы сделаны из фольги и палок…
Однако в последнее время ситуация кардинально изменилась.
По результатам тестов в Германии, за исключением двух моделей из 13, машины из Поднебесной получили максимальные 5 «звёзд» по линии Euro NCAP и даже обошли европейские конкурентов!
«Даже во время так называемого уклончивого теста, в ходе которого проверяется правильное функционирование ESP, кандидаты на тестирование не подвели, — сообщает немецкий Автоклуб. — Многие автомобили европейских производителей показали, в сравнении с азиатами, худшие результаты».
Кроме того, эксперты ADAC отметили современный внешний вид китайских моделей, достойное качество материалов и продуманную отделку интерьеров. И это еще скромно сказано. Ведь в ADAC хорошо знают, что во всех крупных китайских концернах работают инженеры и дизайнеры, пришедшие из Мерседеса, БМВ, Ауди, Вольво, Ламборгини и Пинифарины.
— Наши тесты показали, что китайские производители сделали за последние годы серьёзный рывок и теперь могут на равных конкурировать с известными глобальными брендами», — отметил Карстен Шульц, технический президент ADAC. — Они стали лучше, и это надо признать. Нынешние китайские модели далеки от устаревших и небезопасных дешёвых машин прошлого, которые ADAC, как защитник прав потребителей, должен был бы настоятельно рекомендовать не использовать.
Правда, стоит отметить, что немцы испытывали на безопасность отнюдь не бензиновые машины бюджетных брендов, которые наводнили российский рынок. «Звезды» краш-тестов набирали дорогие модели электрокаров (как раз с ними китайцы и выходят на рынки Европы и США).
Но значит ли это, что отныне азиатским «электричкам» дан зеленый свет?
ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ В КИТАЙСКИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ
По иронии судьбы, провальным оказался тест не у настоящего китайца, а у модели Smart #1, которую собирают в цехах СП Mercedes-Benz и Geely.
У «Смарта» во время столкновения плохо сработала ESP. Но, получив слабые баллы на тестах ADAC, бренд Smart быстро обновил ПО, и проблема была устранена.
В целом в списке выявленных европейскими технарями недочетов значатся и те, которые выявили и российские пользователи китайских авто.
Специалисты Клуба признали повторяющиеся глюки в работе ассистентов помощи водителю — системы распознавания дорожных знаков и ограничения полосы движения. Именно на эти проблемы жаловались и водители «китайцев» в России, списывая неработающие толком автопилоты на скверную разметку наших дорог, либо на погодные неурядицы в виде снега и грязи. Однако немцы считают, что ассистенты европейских производителей все же лучше на любых дорогах в силу большего опыта в создании и применении этих систем.
Еще один недостаток «китайцев» — работа сенсорных экранов. Программные ошибки, плохо работающее радио, неправильные переводы с китайского, слишком сложная структура меню и долго думающие порой дисплеи, — эти «косяки» управления вдвойне неуместны, когда в машинах нет дублирующих тактильных кнопок.
И что характерно: эксперты были удивлены проблемами электронных помощников, поскольку китайцы не устают повторять о своем превосходстве в области ПО и автоэлектроники.
Столкнулись «китайцы» и с трудностями в работе вентиляции и кондиционирования воздуха. Так, Nio ET7 и EL7 не смогли нормально разогреть салон и «отметились» запотевшими стёклами. Такой же грешок также был выявлен у BYD Atto 3 и MG4 — главного конкурента VW ID.3.
Здесь, кстати, стоило бы добавить, что электрички от «Фольксвагена» сильно проигрывают китайским аналогам как в цене, так и в дальности хода на одной зарядке, так и в скорости зарядки батарей, не говоря уже о числе опций и отделке салонов. Но такие сравнения экспертов ADAC не проводили.
Как отмечают в финальном выводе Автоклуба, автомобили новых китайских марок имеет смысл брать в аренду, а не покупать их в личное пользование. Причина этой существенной оговорки — ровно в том же, что не раз заявляли и независимые российские эксперты: не понятно, кто будет обслуживать автомобили и обеспечивать гарантии в случае ухода тех или иных китайских брендов с европейских рынков?
Иначе говоря, это вопрос доверия и репутации производителей, которая зарабатывается долгими десятилетиями. А китайские бренды похвастаться столетней историей никак не могут.
Но возможно, что за выводами Автоклуба стоит обычный страх перед китайским нашествием в Европу.
Почти 9% «электричек» в Германии — это продукция марок Nio, BYD, MG и пр. За последние 2 года в ФРГ стали работать сразу несколько ранее неизвестных брендов из Китая, а в ближайшее время, как ожидается, за ними последуют другие марки. Предложение моделей увеличивается с каждым месяцем, констатируют эксперты портала «Китайские автомобили».
Очевидно, что сделанный несколько лет назад стратегический выбор в пользу электрокаров приносит свои плоды. Пока мировые автопроизводители отрабатывали свои традиционные платформы, китайцы сделали прорыв на электрической тяге.
КСТАТИ
Недавно сами китайцы провели краш-тест нового электрокросовера Exlantix ET, сбросив его с высоты 10-этажного дома на стальную плиту на земле.
Эксперты заключили, что передняя часть автомобиля оказалась серьёзно повреждена. Но лонжероны эффективно погасили энергию удара, а передние стойки не деформировались. Из-за этого в салоне Exlantix ET после удара сохранился достаточный запас полезного пространства, а все подушки безопасности сработали.
Иначе говоря, у пассажиров и водителя был шанс выжить и при таком ЧП…