Игорь Злобин
Как уже сообщали «Новые Известия», президент Франции Эмманюэль Макрон в своем обширном интервью журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку в Украину наземных войск, в случае если российская армия прорвет линию фронта. При этом он подчеркнул, что ввод войск будет возможен только после обращения Киева.
Свои намерения Макрон объяснил журналистам следующим образом:
«У меня есть четкая стратегическая цель: Россия не может победить на Украине. Если Россия победит на Украине, в Европе не будет безопасности. Кто может притворяться, что Россия остановится на этом? Какая безопасность будет у других соседних стран — Молдовы, Румынии, Польши, Литвы и других?
И что за доверие к европейцам, которые потратили бы миллиарды, сказали бы, что на карту поставлено выживание континента, и не дали бы себе средств, чтобы остановить Россию? Так что да, мы не должны ничего исключать, потому что наша цель состоит в том, чтобы Россия никогда не смогла победить на Украине. (…)
Но я убежден в одном: это основное условие европейской безопасности и военного авторитета. Поэтому, если Россия решит пойти дальше, мы в любом случае должны будем задать себе этот вопрос. (…)
Если бы русские прорвались через линию фронта, если бы была просьба Украины — чего сегодня нет — мы бы с полным основанием задали себе этот вопрос.
Поэтому я считаю, что исключать это априори, значит не усвоить уроки последних двух лет. На саммите НАТО летом 2022 года мы все исключили поставку танков, ракет дальнего радиуса действия, самолетов. Сейчас мы все это делаем, поэтому было бы неправильно исключать все остальное. Но прежде всего, было бы неправильно исключать это с точки зрения доверия и сдерживания по отношению к русским
Кстати, я отмечаю, что агрессивность российской реакции на мои слова показала, что это произвело желаемый эффект, то есть было сказано следующее — не думайте, что мы остановимся здесь, если вы не остановитесь».
Эти слова ожидаемо вызвали бурную реакцию не только в России, но и в Европе, которая далеко не едина в своем отношении к отправке войск в помощь ВСУ.
К примеру, премьер-министр Словакии Роберт Фицо полностью отверг вероятность того, что словацкие военные будут отправлены в Украину. Фицо напомнил, что сама Украина не является членом НАТО: «Словакия не имеет ничего общего с войной в Украине. Совершенно ясно заверяю всю Словакию, что, пусть нас будет просить кто угодно и о чем угодно, нога словацкого солдата не переступит словацко-украинскую границу».
Кроме Словакии публично об отказе отправлять военных в Украину говорили также Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Чехия и Швеция. А вот глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что этот шаг не является невообразимым.
Но сама Украина не очень верит обещаниям Макрона. О том, что он не торопится это делать, пишет украинское издание «Страна». Журналисты уверены в том, что этот вопрос безнадежно завис, поскольку по нему нет согласия в самом НАТО, и главным образом в США. Дело в том, что большинство западных союзников Украины, опираясь на общественное мнение, боятся в случае прямого столкновения НАТО и России угрозы начала ядерной войны. Издание полагает, что этот вопрос еще будет подниматься, и все зависит тут именно от позиции США.
Российский военный эксперт Борис Рожин подсчитал, что в случае исполнения своей угрозы, Франция сможет ввести в Украину от полутора до двух тысяч военнослужащих и различную технику, а этого слишком мало, для того чтобы изменить ситуацию на фронте.
Рожин полагает, что ввод французских войск Макрон хочет затеять, чтобы посмотреть, как на это отреагирует России: «И если реакция России будет, с точки зрения Франции (и НАТО), ограниченной или слабой, то ввод французских войск просто откроет дверь для ввода на Украину контингентов из других стран НАТО, которые могут быть задействованы прямо с учений, идущих в Восточной Европе».
Именно это и называет Макрон «политической дилеммой», рассчитанной на то, чтобы вынудить Россию на какие-то ответные действия, чтобы изменить сам характер конфликта, активно вовлекая в него армии стран НАТО.
По мнению Рожина, эту позицию поддержат кроме Польши и стран Балтии, еще и Великобритания, Норвегия, Дания и Нидерланды. Эксперт напоминает, что в 2022 году обсуждалась возможность ввода в Украину коалиционных войск Польши, Дании, Литвы и Норвегии под эгидой Великобритании. Теперь эта идея снова становится актуальной. Тем более, что Польша не против и аннексии нескольких регионов Западной Украины.
«С моей точки зрения, прямое появление войск НАТО на Украине более чем не исключено. Фактически это будет даже не ввод, а легализация уже существующего вовлечения сил НАТО в войну», — считает Рожин.
Что же касается возможного применения ядерного оружия, то этот риск все хорошо понимают, и в конечном счете последнее слово в вопросе прямого ввода войск НАТО в Украину будет за США, уверен эксперт.
Тут самое время напомнить еще одно вчерашнее высказывание Макрона:
«Франция — страна, которая осуществляла военные интервенции, в том числе и в последнее время. Мы разместили несколько тысяч военнослужащих в Сахеле для борьбы с терроризмом, который мог представлять угрозу для нас. Мы сделали это по просьбе суверенных государств».
Речь во многом идет о знаменитом Французском Иностранном легионе — войсковом соединении, состоящем в основном из иностранных граждан, но входящее при этом в состав сухопутных войск Франции.
Он был образован почти 200 лет назад — в 1831 году указом короля Франции Луи-Филиппа I, и предназначался для боевых действий исключительно за пределами Франции. Непосредственным поводом для его создания было укрепление французской армии, которая собиралась завоевать Алжир. Король и решил привлечь к армейской службе живших во Франции иностранцев, а также и самих французов, которые имели тогда большие проблемы с законом, то есть, попросту — уголовников.
До сегодняшнего для легион подчиняется только главе французского государства. Бывали времена в истории легиона, когда его численность превышала 40 тысяч человек. Так, к примеру, во время Первой мировой войны в него входили пять маршевых полков, состоявшие из почти 43 тысяч добровольцев 52 национальностей.
Легион воевал не только в Африке и Азии, где Франция вела колониальные войны, но и в Европе. И — что самое любопытное — в России, во время Крымской войны 1853–1856 годов.
Своеобразной прелюдией к этой в общем-то империалистической войне за сферы влияния стал личный конфликт русского царя Николая I с французским императором Наполеоном III, который незадолго до этого, в 1951 году, пришел во Франции к власти в результате переворота.
Николай счел Наполеона нелегитимным, так как Венским конгрессом династия Бонапартов была исключена из французского престолонаследия. А потому русский царь позволил себе публично оскробить французского коллегу, назвав его в поздравительной телеграмме не «дорогим братом», как это было принято, а всего лишь — «дорогим другом»…
Как известно, в этой войне наша страна потерпела тяжелое поражение, обернувшееся не только политическими, территориальными и военными потерями (к примеру, Россия на 15 лет лишилась Черноморского флота), но гораздо более серьезными экономическими и финансовыми, которые смогла преодолеть только к 1870-м годам. Зато это поражение сослужило ей добрую службу, поставив точку в бесславном правлении царя Николая I и заставив его наследника Александра II начать масштабные государственные реформы буквально во всех сферах, и, что самое главное, отменить крепостное право.
Сегодня численность Французского Иностранного легиона составляет от 7,5 до 8 тысяч человек, и в нем служат представители 100 стран мира. Он состоит из восьми полков, бронекавалерийских, пехотных, сапёрных подразделений и командования. Кроме присутствия в горячих точках мира, легион регулярно участвует и в операциях против контрабандистов, нелегальной иммиграции и охране военных баз. Воевал Французский Иностранный легион и в Афганистане.
Бойцы легиона считаются высококвалифицированными элитными пехотинцами. В отличие от обычных наемников, которые воюют, наверное, во всех армиях мира, французские легионеры могут претендовать на гражданство Франции уже после трех лет службы, причем, вступая в эту структуру все новобранцы получают гражданство легиона, и новое имя.
Отбор добровольцев проходит настолько тщательно, что, по статистике, из девяти кандидатов, к службе допускают лишь одного. Процесс обучения по словам самих легионеров, не только физически, но и психологически сложен.
До сих пор часть легиона — сегодня это примерно 16% его состава — это граждане самой Франции. Любопытно, что в разное время наблюдаются разные «волны» новобранцев. Так, в 1940-1950-х годах служба в легионе была особенно популярна у немцев, а в 1980-х годах — у англичан, американцев и австралийцев. В 1990-е легион стало пополнять граждане России и стран Восточной Европы, а теперь на смену им пришли латиноамериканцы и жители Центральной Азии, к примеру, непальцы. Принимают в легион только добровольцев мужского пола, которым, кстати, в первые пять лет службы запрещено жениться.
И, наконец, есть у Французского Иностранного легиона и свой официальный марш — Le Boudin, что в переводе значит «Кровяная колбаса» (на жаргоне легионеров так называется одеяло, которое они носили с собой, прикрепляя его к своим рюкзакам). Автор слов так и остался неизвестен, а текст повествует о событиях еще XIX века: об осаде вьетнамского города Туенкуанг (1884—1885) и о сражении при мексиканском селении Камерон-де-Техеда (1863). Как видим, все это колониальные войны, которые вела Франция.
Дата последнего сражения — 30 апреля — кстати, стала Днем воинской славы Иностранного легиона. Известно, что в тот день рота легионеров численностью всего в 65 человек, отказавшись сдаться, дала бой двум тысячам мексиканских солдат. После битвы, которая продолжалась целый день, в живых у легионеров осталось всего трое. Вконец обессиленные, они были вынуждены сдаться. Мексиканцы восклицали: «Это не люди, это демоны!»
Глянь, вот кровяная колбаса, колбаса, колбаса
Для эльзасцев, для швейцарцев, лотарингцев!
Для бельгийцев больше нет, для бельгийцев больше нет,
Это лодыри и лежебоки!
Мы бойкие парни,
Мы пройдохи,
Мы необычные люди,
Нам часто бывает грустно,
Мы легионеры!
В Тонкине бессмертный Легион
Под Туен-Каном прославил наше знамя,
Герои Камерона и примерные братья,
Спите спокойно в своих могилах.
Наши старшие товарищи сумели умереть
За славу Легиона,
Мы тоже все погибнем, если надо,
Следуя традиции.
Во время наших кампаний в дальних странах,
Лицом к лицу с лихорадкой и огнем,
Забудем же вместе с нашими невзгодами
И смерть, которая о нас часто не забывает,
Мы, Легион!
О том, что Франция, если она решится на этот шаг, пошлет в Украину именно бойцов Иностранного легиона, пишет и Рожин. Он сообщает, что больше месяца на французском военном полигоне Ла-Куртин проходило «боевое слаживание» французской боевой тактической группы (БТГр), около трети которой составляли как раз легионеры: «БТГр должна была достигнуть полной боеготовности и ожидать политической отмашки для переброски на Украину. Информация была подтверждена по линии СВР России и французами особо не отрицалась…»
Рожин утверждает также, что Франция уже активно участвует в боевых действиях в Украине, систематически неся потери, в том числе и среди легионеров: «Однако разница состоит в том, что это участие Франция сейчас отрицает, но в перспективе может открыто объявить об этом, переводя конфликт уже в открытую войну Франции против России».