Posted 2 мая, 10:38
Published 2 мая, 10:38
Modified 2 мая, 18:56
Updated 2 мая, 18:56
Ирина Мишина
Под очередные санкции США попали многие российские автозаводы. Среди них — автозавод «Урал», Брянский автозавод, завод по производству электроники «Протон», казанский завод «Электроприбор», Ярославский моторный завод и другие предприятия.
Все перечисленные заводы фактически работают на ВПК. Самый, пожалуй, крупный среди них — Автомобильный завод «Урал», это один из лидеров российского машиностроения, выпускающий грузовые автомобили. На базе автомобиля «Урал» выпускают около 400 видов спецтехники. У завода — дилерские центры в 67 регионах России, 30 партнеров заводов спецтехники.
В санкционный список внесен Брянский автозавод, который выпускает уникальные тягачи.
«90% выпускаемой на „Урале“ техники идет на СВО, в армию. На брянских заводах выпускают военную технику. Так происходит со многими промышленными предприятиями в России. Взять, например, Концерн Уралвагонзавод — производитель танков. Так же и со всеми предприятиями, которые попали под санкции», — поясняет кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака.
Санкции против оборонки — это серьезный удар.
«Сегодня от 10 до 50% комплектующих на наших заводах — импортные. Нет сегодня военной техники без иностранных комплектующих. Микропроцессоры — все импортные, из Китая, Тайваня, США. Компьютерная техника — тоже импортная», — поясняет финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Под санкции попала практически вся Пермская область. США ввели персональные санкции против губернатора Пермского края Дмитрия Махонина. В санкционный список также вошли порядка 20 пермских компании, оказывающих поддержку оборонному комплексу страны. Под ограничения, в частности, попали «ОДК-СТАР», «Машиностроитель», «Редуктор-ПМ», «ПНИТИ», «ПРОМОЙЛ», «Пермский пороховой завод» и другие.
«Почему под санкциями оказалась фактически вся Пермская область? Там целый комплекс взаимосвязанных предприятий ВПК, военное изделие никогда не изготавливают на одном заводе от начала до конца, в этом задействованы предприятия-смежники. Именно поэтому вся Пермская область, состоящая из взаимосвязанных предприятий ВПК — под санкциями», — поясняет кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака.
Как отразятся новые санкции на российском ВПК? Да и на ходе СВО в целом?
«Вся электроника для ВПК завозится с Запада или из Китая. Внутреннее снабжение войск не всегда решается внутренним производством. Бизнес будет искать и находить обходные пути. Это будет, возможно, дороже и сложнее, но пути найдут. Нельзя списывать со счетов и собственное производство, которое у нас есть и успешно развивается», — считает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
И это собственное производство действительно дает прирост. По данным Росстата, отрасли, показавшие в марте 2024 года рост по сравнению с мартом 2023 года, это производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования +33,4%; выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий +31,9%; производство автотранспортных средств + 25,0%.
За 2 года, по данным Росстата, производство готовых металлических изделий (то есть все, что связано с оружием и боеприпасами) показывает рост на 70%!
Но уж если говорить об импорте, он будет продолжаться через посредников. Это будет дольше и дороже, но иного выхода нет. И такие выходы уже находятся. Так, Россия и Иран начали прорабатывать возможность перехода на цифровые финансовые активы и цифровые валюты центральных банков. Речь идет о таких инструментах, как цифровой рубль и крипто-риал.
«Импорт запчастей и комплектующих затруднится, замедлится, будут новые цепочки поставок, ценник вырастет. Что касается военного производства, то на ВПК замедление производства будет в интервале нескольких месяцев», — считает экономист Николай Кульбака.
В то же время эксперты считают, что наша оборонка научилась жить в новых условиях.
«Трагедии нет, потому что есть запасы. Первое время будем решать задачи за счет ранее закупленных запчастей. Найдутся и другие страны, которые будут поставлять аналоги. Китай сейчас попал в санкционный список, но там не могли это не предвидеть. Продолжится сотрудничество с Северной Кореей, Ираном, Индией, которые не обращают внимания на санкции США. На ситуации на СВО все это не отразится», — заявил «НИ» руководитель Международного бюро расследований, доктор юридических наук, генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов.
Возникает вопрос, по какой причине попали в санкционный список Войска радиационной химической и биологической защиты Минобороны России. Однако, здесь военные аналитики находят свое объяснение. С недавних пор США обвиняют Россию в использовании химического оружия в Украине. Об этом объявил в среду госдепартамент США.
Как утверждает госдеп, на поле боя российские силы применяют против украинских солдат хлорпикрин — удушающее и слезоточивое вещество, в отношении которого действует запрет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Впервые хлорпикрин был применен Германией во время Первой мировой войны, он представляет собой жидкость, пары которой поражают кожу и слизистые, а в высоких концентрациях вызывают неконтролируемые конвульсии мышц диафграгмы.
Никаких точных доказательств использования хлорпикрина российской армией на СВО не получено, доказательств нет, но Войска радиационной химической и биологической защиты Минобороны России в санкционный список США включили. На всякий случай.
В санкционный список попала и авиакомпания «Победа». Теоретически, угроза может коснуться двух важных направлений для «Победы» — Дубай и Анталья. То есть аэропорты могут попросту отказать в приеме самолетов этой авиакомпании, что приведет к заморозке рейсов.
Кроме того, санкции могут осложнить закупки запчастей и расходных материалов даже по «параллельному» серому импорту. Авиаэксперты считают, что едва ли они прекратятся, но вот цена на них может возрасти. Что касается допуска в другие аэропорты, то и тут возможны обходные пути.
«Теоретически есть риск вторичных санкций за сотрудничество с российскими перевозчиками. Но отказ от предоставления слотов на прибытие в эти аэропорты маловероятен. Можно, например, поменять поставщика услуг: в аэропортах есть несколько компаний, которые предоставляют услуги по обеспечению топливом и наземному обслуживанию пассажиров и грузов. Так что есть возможность в случае отказа обратиться к конкурирующим провайдерам хендлинговых услуг и продолжить летать, как раньше», — пояснил «НИ» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.