Иван Зубов
Казахстан опроверг сообщения о продаже США списанных истребителей для передачи их ВСУ. Напомним, что сначала в украинских, а затем в российских СМИ и каналах появилась информация о том, что американцы купили через посредников у Казахстана 81 списанный истребитель советского производства.
Практически все комментаторы этой сделки сошлись во мнении, что она совершена специально для передачи этой негодной техники Украине, чтобы та использовала самолеты в качестве ложных целей на своих военных аэродромах, а также для разборки их на запчасти для ремонта своих истребителей.
О том, что Казахстан собирается провести аукцион сообщалось еще осенью 2023 года, причем на него были выставлены 117 старых самолетов.
Теперь эксперты считают, что, покупая эту технику не напрямую, а через офшорные структуры, американцы хотели сохранить сделку в тайне от широкой общественности. По их сведениям среди покупок — перехватчики МиГ-31, истребители-бомбардировщики МиГ-27, истребители МиГ-29, бомбардировщики Су-24.
Однако казахстанское государственное предприятие «Казспецэкспорт» заявляет, что в аукционе по продаже непригодных самолетов участвовали только казахстанские фирмы, обладающие соответствующей лицензией, и торги проводились с условием «обязательной ликвидации» купленного товара. Кроме того, иностранным компаниям участие было запрещено.
Между тем, российский военный канал «Рыбарь» сомневается в справедливости этих утверждений. Его эксперты еще до проведения сделки писали, что неожиданное решение о продаже буквально за гроши, но в таком количестве устаревшей авиации не может не вызвать вопросов. К тому же, канал уже писал об участии казахстанских оборонно-промышленных компаний «в серых схемах по продажам боеприпасов и вооружения в Европу для последующего реэкспорта на Украину».
Теперь же у экспертов «Рыбаря» тоже возникают серьезные и обоснованные сомнения, в связи с чем они предлагают «проследить логическую цепочку да посмотреть факты»: «Изучив данные о торгах и представленную документацию, на первый взгляд кажется, что в Минобороны Казахстана действительно требуют от покупателей полной утилизации имущества, чтобы его было нельзя использовать по целевому назначению.
Однако в пункте касательно невыполнения обязательств по утилизации нет никаких регламентированных последствий, кроме выплаты неустойки за нарушение договора. То есть при желании с учётом довольно низкой стоимости за 117 самолетов (около 361 млн рублей) можно оставить технику и просто выплатить штраф. И это будет вполне выгодно ввиду их уникальности».
Эксперты указывают на то, что обязательствами утилизировать купленную технику вообще можно пренебречь, поскольку штрафы за их неисполнение мизерные: «…а если тот, кто сумел выиграть торги, всё же не станет утилизировать самолёты, а, допустим, перепродаст США и компании, то его ждёт всего лишь небольшой „ай-яй-яй“, а казахские власти тут и не при чём».
Так что «Рыбарь» не склонен верить на слово казахстанским чиновникам, резюмируя свою экспертизу так: «Учитывая достаточно высокий интерес украинской, британской и американской сторон к советской и российской технике в Средней Азии, а также „многовекторность“ дорогих казахстанских партнёров, беря во внимание чисто формальные штрафы — каковы шансы на то, что т. н. Украине не достанется ни кусочка от запрошенного?»