Игорь Злобин
90% японцев выступило за отмену традиционного правила, по которому императорский престол может наследоваться только по прямой мужской линии. При этом, 72% заявили о своих опасениях в связи с дефицитом законных претендентов на престол. Таким образом, японская общественность оказалась не против того, чтобы на престоле появилась императрица. И только глубоко консервативное меньшинство противится таким переменам.
Опрос был проведен главным информационным агентством Японии Киодо и приурочен к скорой 5-й годовщине вступления на трон нынешнего императора Нарухито. У 64-летнего Нарухито есть только три потенциальных преемника — младший брат, 58-летний наследный принц Фумихито, сын младшего брата, 17-летний принц Хисахито, и дядя императора, 88-летний принц Хитати.
Реально же преемниками могут стать, как видим, только два человека, а с ними ведь всегда может что-то случиться. К примеру, в мае 2019 года был арестован некий психопат, замышлявший убийство, бывшего тогда еще подростком, принца Хисахито. Таким образом он хотел выступить против традиционной японской монархии.
Журналисты напоминают про этом, что у императора Нарухито и его супруги императрицы Масако есть только один ребенок — 22-летняя дочка Айко, которая закончила университет с 1 апреля работает в японском отделении Красного Креста. И никаких законных прав на престол, она не имеет именно по половому признаку.
Не секрет, что японские власти неоднократно пытались с помощью экспертов расширить круга потенциальных наследников. Варианты были различными. Например, восстановить боковые ветви императорской семьи, представители которых были лишены прав на престол после Второй мировой войны.
Или вариант передачи престола дочерям императора и его брата. Пока же, выходя замуж, они превращаются в обычных японок, не имея ни сами, ни их дети уже никакого отношения к императорской семье. Поэтому появился и вариант, чтобы сыновья императорских дочерей могли тоже претендовать на трон.
Третий же вариант еще проще: передача престола женщинам. В таком случае претендентом Айко становится полноправной наследницей своего отца.
Увы, все варианты пока что кажутся правительству и парламенту страны слишком смелыми, а потому решение этой проблемы пытаются отложить. Вероятно, ее решение состоится только с возникновением реальной ситуации, когда править Японией станет некому.